ФНС столкнулась с проблемами в процессе обеления отрасли клининга. Налоговая нагрузка на клининг сопоставима с бременем на сырьевые отрасли, хотя это менее рентабельная сфера, жалуется бизнес
Проект Федеральной налоговой службы (ФНС) по обелению отрасли клининга пока не принес ожидаемых результатов. Об этом заявил замглавы ФНС Дмитрий Сатин на форуме «Опоры России» 28 февраля, передает корреспондент Forbes.
Замглавы ФНС назвал опыт по обелению клининга «печальным». «Сказать, что я «развалинами Рейхстага удовлетворен», нельзя. Я, к сожалению, не могу сказать, что наш отраслевой проект по клинингу абсолютно успешен. Там по-прежнему множество проблем», — заявил замглавы ФНС.
«Клининговую отрасль хотели обелить, и весь контроль и надзор бросили на обеляющихся. Сейчас их добьют, а те, кто в серой зоне, будут праздновать победу», — отметил председатель попечительского совета «Опоры России» Сергей Борисов. «Белые» клининговые компании тратят на погашение налоговых обязательств 35–40% выручки, и бизнес становится нерентабельным с прибылью на уровне 1–2%, констатировал председатель комитета «Опоры России» по повышению прозрачности бизнеса Юрий Рябичев. По его мнению, налоговая нагрузка на клининг сопоставима с бременем на сырьевые отрасли, хотя это менее рентабельная сфера.
Специфика клининга — в минимальном «входном» НДС и высоких расходах на оплату труда. Поэтому в отрасли высокие риски неуплаты НДС, НДФЛ и страховых взносов. Многие компании не нанимают уборщиков в штат, чтобы не платить НДФЛ и страховые взносы. Из-за низкого порога входа конкуренция на рынке очень высока.
Результаты работы по обелению во многом зависят от желания самих предпринимателей работать в равных условиях, подчеркнул Сатин. «А равные условия, на мой взгляд, представляют собой возможность уплачивать налоги в полном объеме только в том случае, если твои коллеги по цеху тоже так делают. В ином случае компании попадают в неравные условия», — пояснил он.
Обеляясь, клининговые компании вынуждены закладывать возросшие издержки на уплату налогов в стоимость услуг, из-за чего они не могут получать господряды, потому что цена — важный критерий при госзакупках, рассказал Юрий Рябичев из «Опоры России». ФНС известно об этой проблеме. «Те, кто платит налоги, не могут демпинговать», — отметил Сатин.
В то же время глава ФНС отметил положительный результат в виде роста налоговых платежей. До начала проекта по обелению отрасль клининга платила в бюджет 7–8 млрд рублей налогов, а сейчас — 109 млрд рублей, привел цифры Рябичев.
Проект по обелению клининга заключался в том, что ФНС призывала клининговые компании раскрывать налоговую тайну, вступая в специальный онлайн-реестр добросовестных поставщиков. Членство в этом реестре должно стать для заказчиков ключевым критерием при выборе поставщиков услуг. Кроме того, налоговая рекомендовала крупным компаниям — заказчикам услуг клининга вносить в договоры с клининговыми компаниями так называемую налоговую оговорку — обязательство платить налоги. «С любыми отраслями мы готовы применять такой подход, потому что мы по-прежнему уверены, что он наиболее эффективен», — заключил замглавы ФНС.
Это не первый проект ФНС по борьбе со схемами в конкретной отрасли. Уже проводилась работа по обелению агрорынка, грузоперевозок, общепита. Минфин отмечал обеление общепита в результате обнуления НДС на услуги столовых, кафе, ресторанов и кейтеринга с 2022 года.