Сформированной судебной практики по делам о дроблении бизнеса достаточно, и зафиксировать критерии в Налоговом кодексе не требуется. Так в Федеральной налоговой службе (ФНС) отреагировали на просьбу бизнеса дать законодательное определение дроблению бизнеса
Определить критерии допустимого и незаконного дробления бизнеса в законодательстве «не получится», заявил замглавы ФНС Дмитрий Сатин на форуме «Опоры России» 28 февраля, на котором присутствовал корреспондент Forbes. По словам Сатина, в законодательство «не зашьешь» все разнообразие предпринимательских практик.
«Самый эффективный способ — поднимать эти вопросы заранее. Вместе с нами по конкретной фактуре должно проводиться обсуждение», — считает замглавы ФНС. Каждый предприниматель вправе предварительно проконсультироваться с налоговым инспектором, прежде чем структурировать бизнес тем или иным образом, уточнил Сатин.
Законодательного определения дробления бизнеса не существует. Бизнес просил закрепить четкие критерии дробления в специальном докладе президенту. По поручению Владимира Путина ФНС должна была представить соответствующие предложения до 15 января.
«Нам нужны совершенно ясные правила игры по дроблению. Пора уже зафиксировать в Налоговом кодексе минимальные критерии отнесения злоупотребления к дроблению, — заявил на форуме председатель попечительского совета «Опоры России» Сергей Борисов. — Надо совершенно четко разграничить дробление как таковое, когда крупный бизнес сознательно дробится на маленький ради преференций малого бизнеса, и предприятия, которые достигли успеха в своем маленьком формате и создают себе подобные. Серийное предпринимательство надо отделить».
В отсутствие законодательного определения налоговые органы руководствуются некими внутренними инструкциями, рассказал президент «Опоры России» Александр Калинин. «Не все предприниматели знают обо всех этих критериях отнесения к дроблению и попадают в зону риска», — отмечает Борисов. «Если раньше налоговая применяла для малого бизнеса только критерий дробления по оборотам, то сейчас идет дальше и применяет критерий дробления по численности. Уже есть предприниматели, которые разорились от этого», — указал Калинин. «Когда за три года по понятию, которого нет в Налоговом кодексе, доначисляют НДС, налог на прибыль, штраф и пени; бизнес, который порой работал десятилетиями, просто сразу приходит к банкротству», — констатировал он и предложил в случаях дробления доначислять предпринимателям налоги не за три года, а за один.
«Есть такие предприниматели, которые ловчат, пытаются черные и серые схемы использовать», — признал Борисов. Но в случаях привлечения к ответственности за дробление добросовестных предпринимателей, «мы уничтожаем самобытных ярчайших предпринимателей, делаем из них преступников фактически», — считает он.
C 2018-го по август 2023 года в российских судах рассматривалось 643 дела о дроблении бизнеса с целью ухода от налогов, общая сумма налоговых доначислений составила 56 млрд рублей. «Доначислений по дроблению очень мало», — прокомментировал жалобы бизнеса замглавы ФНС. При этом он признал, что для конкретных компаний, которым доначисляют налоги, «это больно».
Партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования Kept Михаил Орлов предложил, чтобы центральный аппарат ФНС проверял все решения региональных инспекций по дроблению. Такая практика применялась при внедрении с 2017 года статьи 54.1 Налогового кодекса. «Об этом можно подумать», — отреагировал Дмитрий Сатин.