ЦБ впервые раскрыл обсуждения при принятии решения по ключевой ставке
Банк России впервые раскрыл, какие дискуссии ведутся внутри совета директоров регулятора при принятии решения по ключевой ставке. Члены совета директоров перед февральским заседанием выбирали между сохранением ставки и ее повышением до 17%, обсуждали ситуацию на рынке труда, а также пришли к выводу, что снижение ставки в будущем должно быть плавным
Банк России 27 февраля впервые выступил с новым форматом объяснения решения по ключевой ставке — регулятор опубликовал резюме обсуждения при подготовке решения советом директоров ЦБ. Новый формат Банк России анонсировал в конце января. По похожей схеме свои решения объясняет ФРС США: краткий релиз и пресс-конференция главы регулятора в день объявления решения по ставке и публикация протоколов заседания Федрезерва с различными мнениями — месяцем позже. При этом резюме, в отличие от протоколов Федрезерва, не содержит информации о том, кто из участников обсуждения голосовал за или против принятого в итоге решения.
Члены совета директоров согласились, что действие трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики ускорилось — высокая ключевая ставка начала более выраженно влиять на кредитную и сберегательную активность населения, инфляционные ожидания граждан и бизнеса снизились, курс рубля скорректировался и т. д. При этом взгляды участников дискуссии на снижение инфляционного давления разошлись: прозвучало мнение о том, что текущее замедление роста цен по широкому кругу товаров — это лишь следствие разовых факторов. В ходе дискуссии обсуждались и риски того, что инфляция может надолго закрепиться на повышенном уровне.
Еще одной темой для обсуждения стала ситуация на рынке труда, где сложилась рекордно низкая безработица (2,8% в декабре). Нехватка рабочей силы — один из ключевых проинфляционных факторов, который выделяет ЦБ. Обсуждая, пройден ли пик напряженности, участники отметили, что в ряде отраслей напряженность на рынке труда перестала нарастать, но, чтобы убедиться в устойчивости этой тенденции, нужно время.
Внутри ЦБ рассматривалось два возможных решения по ставке — сохранение на уровне 16% (оно в итоге и было принято 16 февраля) и повышение до 17%. В пользу первого варианта участники дискуссии указывали на замедление роста кредитования и рост сберегательной активности, снижение темпов роста цен в декабре — январе, а также то, что перегрев в экономике, вероятно, достиг пика в середине четвертого квартала прошлого года. Кроме того, они указали на растущую гибкость рынка труда. За повышения ставки говорило то, что четких свидетельств устойчивого снижения инфляции до сих пор нет, и если цель по инфляции не будет достигнута в 2024 году, это может закрепить инфляционные ожидания на повышенных уровнях. Кроме того, сторонники варианта с повышением ставки указывали на возможную недооценку перегрева экономики. Наконец, указывались такие проинфляционные риски, как сохранение темпов кредитования из-за льготных программ и ухудшение внешнеторговых условий для российского экспорта.
Обсуждая траекторию движения ставки до конца года, члены совета директоров ЦБ отметили, что сейчас нужна особая осторожность при ее выборе: по опыту прошлых лет при снижении ключевой ставки население резко перестает сберегать и начинает потреблять, поэтому снижение ставки должно быть плавным.