К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Правительство согласилось повысить пороги ущерба по экономическим преступлениям

Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС
Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС
Правительство утвердило законопроект о повышении минимальных значений крупного и особо крупного размера ущерба для привлечения предпринимателей к уголовной ответственности. Суммы ущерба по некоторым составам экономических преступлений не повышали более 10 лет, несмотря на накопленную инфляцию. Бизнес давно выступал за смягчение экономических уголовных статей, но ряд идей делового сообщества в законопроект не вошли

Правительство завершило работу над законопроектом о повышении порогов ущерба по экономическим преступлениям. Комиссия правительства по законопроектной деятельности 26 февраля одобрила поправки в Уголовный кодекс о повышении размеров ущерба по экономическим преступлениям, рассказали Forbes два источника в деловых кругах. Копия поправок правительства есть у Forbes, их содержание подтвердил источник в аппарате правительства. Об одобрении поправок также сообщили «Ведомости».

Поправки были разработаны для исполнения поручения президента Владимира Путина после Петербургского экономического форума 2022 года. Их должны внести в Госдуму ко второму чтению законопроекта партии «Новые люди». Из-за накопленной инфляции степень общественной опасности преступления на 1 млн рублей в 2022 году значительно ниже по сравнению с преступлением на ту же сумму в 2011 году, отмечали депутаты в пояснительной записке к законопроекту.  

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Экономические преступления «обесценят»  

Впервые правительственная комиссия рассматривала законопроект в октябре. Тогда правительство не согласилось с предложением партии «Новые люди» повысить размер крупного ущерба при уклонении от налогов (статья 199 УК) с 15 млн до 35 млн рублей, а особо крупного — с 45 млн до 100 млн рублей, сообщали «Ведомости». 

 

Тем не менее в доработанной версии законопроекта, утвержденной правительством 26 февраля, оказалась норма о повышении порога ущерба по налоговым преступлениям, но более скромном, чем хотели «Новые люди». Правительство предлагает повысить крупный ущерб в статьях 199–199.1 УК до 18,750 млн рублей, особо крупный — до 56,250 млн рублей. 

В случаях уклонения от уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями (статья 199.3 УК) правительство считает нужным повысить крупный размер с 1,8 млн до 2,250 млн рублей, а особо крупный — с 9 млн до 11,250 млн рублей; организациями — с 6 млн до 7,5 млн рублей и с 30 млн до 37,5 млн рублей соответственно. 

 

Правительство также поддержало повышение порогов ущерба от неуплаты таможенных платежей (статья 194 УК): крупного размера — с 2 млн до 3 млн рублей, особо крупного — с 6 млн до 9 млн рублей. При этом правительство определит отдельный список товаров, по которым сохранятся прежние пороги ущерба. В случаях вывода средств за рубеж по подложным документам (статья 193.1 УК) правительство предлагает повысить крупный ущерб с 9 млн до 13,5 млн рублей, особо крупный — с 45 млн до 65 млн рублей.

В правительственные поправки вошли подготовленные еще в 2022 году предложения Минюста. Одобрено повышение в 25 раз суммы значительного ущерба в случаях мошенничества в предпринимательской сфере (части 5–7 статьи 159 УК) — с нынешних 10 000 до 250 000 рублей, крупного — с 3 млн от 4,5 млн рублей, а особо крупного — с 12 млн до 18 млн рублей. При этом ранее Генпрокуратура выступала за повышение размера значительного ущерба до 1 млн рублей, следует из отзыва ведомства (есть у Forbes). 

В случаях сокрытия денежных средств кредитной организацией (статья 172.3 УК) правительство предлагает считать крупным размером 4,5 млн рублей в пределах одного финансового года вместо нынешних 3 млн рублей. При незаконной выдаче потребительских кредитов (статья 171.5 УК) крупным размером будет считаться сумма кредита в 3,5 млн вместо нынешних 2,2 млн рублей. 

 

Крупный размер в случаях злоупотреблений с ценными бумагами (статьи 185, 185.2, 185.4 УК) вырастет с 1,5 млн до 2,2 млн рублей, особо крупный — с 3,750 млн до 5,5 млн рублей. В случае уклонения от раскрытия или предоставления информации о ценных бумагах (статья 185.1 УК) правительство предлагает признавать крупным ущерб выше 3 млн рублей, а при неправомерном использовании инсайдерской информации (статья 185.6 УК) 5,5 млн рублей вместо нынешних 3,750 млн рублей.

В случаях привлечения средств граждан в нарушение требований законодательства о долевом строительстве домов (статья 200.3 УК) правительство предлагает считать крупным размером 4,5 млн вместо нынешних 3 млн рублей, особо крупным — 7,5 млн вместо нынешних 5 млн рублей. В изначальном законопроекте партия «Новые люди» также предлагала повысить порог крупного ущерба от ограничения конкуренции (статья 178 УК) с 10 млн до 16 млн рублей, а особо крупного — с 30 млн до 47,5 млн рублей. 

Крупный ущерб от незаконного использовании средств индивидуализации товаров (чужих товарных знаков, маркировки, места происхождения, статья 180 УК) депутаты предлагали повысить с 250 000 до 400 000 рублей. При кадастровом подлоге (статья 170.2 УК) — с нынешних 2,2 млн до 3,5 млн рублей и с 9 до 13,5 млн рублей соответственно.

Forbes направил запросы в правительство, Минфин, МВД, Следственный комитет и Генпрокуратуру. 

Альтернативное смягчение

За смягчение уголовных статей по экономическим преступлениям выступали все крупнейшие деловые объединения. «Рады, что наши предложения были услышаны, будем ждать принятия законопроекта с учетом предложенных правительством поправок», — сказал Forbes президент «Опоры России» Александр Калинин.  

 

Действующие суммы в составах экономических преступлений «не актуальны» и повышение «уже давно назрело», подчеркивает замглавы экспертно-юридической службы бизнес-омбудсмена Бориса Титова Наталья Рябова. По ее словам, проблема использования уголовного преследования для решения хозяйственных конфликтов, неконкурентной борьбы, как инструмента рейдерства и коррупции по-прежнему актуальна. «Поправки стали результатом компромисса между предложениями бизнеса и теми уступками, на которые готовы были пойти правоохранительные органы», — добавила она. Последний раз пороги ущерба по налоговым преступлениям повышались в апреле 2020 года. Тогда же была отменена привязка суммы ущерба к налоговым обязательствам бизнеса. До апреля 2020 года крупным считался ущерб от 5 млн рублей за три финансовых года подряд при условии, если недоимка превышает 25% подлежащих уплате налогов, или 15 млн рублей. Особо крупным считался ущерб выше 15 млн рублей за три финансовых года при условии, что недоимка превышает 50% обязательств либо больше 45 млн рублей. 

Правильнее было бы не повышать суммы, вернуть соотношение к ранее уплаченным налогам, считает руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов. «Иначе в результате простого повышения порога в статье 199 УК при уровне налоговой нагрузки на выручку 10% недобросовестные предприниматели смогут безнаказанно скрывать порядка 200 млн выручки в год, — предупредил эксперт. — А средний и крупный бизнес останется перед угрозой возбуждения уголовного дела из-за ошибки сотрудников, притом что компания все отражает в учете и платит сотни миллионов и миллиарды в бюджеты всех уровней».

Зарипов считает целесообразным считать крупным уклонением от налогов (статья 199 УК) сумму выше 15 млн рублей, но не менее 5% налоговых платежей организации за пять предыдущих лет, а особо крупным — от 45 млн рублей, но не менее 10% платежей за пять лет. В случае неуплаты таможенных сборов крупным ущербом можно было бы считать неуплату выше 10% совокупной суммы таможенных платежей за предыдущий год, но не менее 3 млн рублей, а особо крупным — 20%, но не менее 6 млн рублей.

В случае возврата относительных величин можно было бы даже снизить минимальную сумму ущерба по сравнению с предложенной правительством, считает партнер юридической компании МЭФ Legal Александр Ерасов: «Это позволит наказывать реальных уклонистов, которые не платят налоги, в том числе из малого бизнеса, и улучшить положение компаний, которые налоги платят».

 

В случае повышения порогов в статье 199 УК необходимо также повысить суммы в статье 198 УК, по которой за неуплату налогов привлекают индивидуальных предпринимателей, подчеркивает Зарипов. «Сейчас крупный и особо крупный ущерб в зависимости от ведения бизнеса путем регистрации ИП или учреждения ООО различаются более чем в шесть раз», — констатировала руководитель экспертного центра «Деловой России» по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Екатерина Авдеева. Если не повысить пороги в статье 198 УК, это «усилит дискриминацию ИП по сравнению с тем, кто зарегистрировал ООО с одним участником», предупредил Зарипов.

По информации Forbes, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), «Деловая Россия» и Ассоциация европейского бизнеса предлагали уравнять подходы к возбуждению уголовных дел и освобождать от ответственности в случае погашения ущерба от неуплаты таможенных платежей. Такая возможность уже существует по налоговым составам УК. «Общественная опасность таких деяний по своей сути одинакова», — подчеркивает Ерасов. 

По его мнению, важно также учитывать общественную опасность нарушений и не подвергать уголовному преследованию по статье 193.1 УК за законные переводы собственных денег за границу. В случаях вывода средств за рубеж (статья 193.1 УК) и нерепатриации валютной выручки (статья 193 УК) целесообразно установить одни и те же пороги ущерба и предусмотреть для статьи 193.1 УК так называемую административную преюдицию (административный штраф для первого нарушения менее определенной суммы), как это уже сделано в статье 193 УК после поправок 2020 года. 

Повышение крупного размера ущерба за незаконные валютные операции и неуплату таможенных платежей (статья 193.1 и статья 194 УК) примерно соответствует уровню девальвации рубля к доллару за эти годы, ведь внешняя торговля ведется в основном в иностранной валюте. Если в июле 2016 года, когда установили крупный размер по статье 194 УК, курс доллара был 64 рубля, то сегодня — 92 рубля — больше почти в полтора раза, привел пример партнер юридической фирмы «Тимофеев, Гусев и партнеры» Владимир Чикин. 

 

Что не вошло в законопроект

Поправки о повышении сумм ущерба при мошенничестве (статья 159 УК) не затронули эпицентр проблем, отмечает Екатерина Авдеева. Правительство предлагает повысить суммы ущерба в частях 5–7 статьи 159 УК, в то время как предпринимателей гораздо чаще привлекают по частям 3 и 4 статьи 159 УК, где пороговые значения не повышались многие годы, подчеркивает эксперт. Так, по части 3 статьи 159 УК (мошенничество в крупном размере с использованием служебного положения) может грозить до семи лет тюрьмы в случае ущерба всего в 250 000 рублей, а по части 4 статьи 159 УК (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере или повлекшее лишение прав гражданина на жилье) — при ущербе от 1 млн рублей. 

Не нашла отражения в законопроекте и идея аппарата бизнес-омбудсмена об административном штрафе за незаконное использование средств индивидуализации товаров (статья 180 УК), совершенное впервые. Поэтому сохраняется риск привлечения к уголовной ответственности предпринимателей, ненамеренно нарушивших закон, предупредила Рябова. 

Поправки правительства не внесли ясность, что считать преступными доходами при ограничении конкуренции (статья 178 УК), добавила эксперт. Пока в законодательстве нет четкого определения, Федеральная антимонопольная служба и суды толкуют его произвольно. Так, к преступным доходам могут приравнивать всю сумму контракта, хотя их обычно заключают не сами производители, а торговые партнеры, дилеры, дистрибьюторы, доход которых часто составляет всего несколько процентов стоимости контракта, пояснила Рябова. Аппарат бизнес-омбудсмена предлагал относить к преступным только сверхдоходы — разницу между доходами от незаконных действий и суммой, которую бизнес получил бы честным путем.  

По мнению Зарипова, в УК давно пора ввести коэффициент-дефлятор, чтобы индексация сумм происходила автоматически и регулярно, а не раз в несколько лет «в качестве подарка бизнесу». Наталья Рябова, наоборот, призывает быть осторожнее с идеями об автоматической индексации, иначе может возникнуть идея вместе с суммами ущерба повышать и штрафы. «Штрафы в УК небольшие, и их с удовольствием платят вместо лишения свободы, так что я бы не боялся их индексации», — парировал Зарипов. 

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+