ВТБ раскрыл стратегии борьбы за заблокированные активы на 900 млрд рублей
Объем заблокированных из-за санкций активов группы ВТБ по курсу на конец 2023 года составляет около 900 млрд рублей, рассказал журналистам первый зампред правления банка Дмитрий Пьянов. Это активы самого ВТБ и банка «Открытие». По словам Пьянова, у ВТБ есть несколько стратегий по обеспечению «хотя бы частичной возвратности» этих активов.
Первая стратегия — выделение из состава группы ВТБ специальных структур, на которые будут переведены заблокированные активы и обязательства перед недружественными нерезидентами. «По сути, это юридический и управленческий неттинг (взаимозачет. — Forbes) активов и пассивов в рамках этого специального юридического лица», — объяснил Пьянов. В августе 2024 года такую структуру планируется выделить из банка «Открытие», в ноябре 2024-го — из ВТБ. На эти структуры планируется перевести примерно 183 млрд рублей заблокированных активов и обязательств. «Нам нужно только согласовать с ЦБ перечень активов и обязательств, которые выделяются в новое юрлицо», — добавил топ-менеджер ВТБ.
Вторая стратегия — судебная. ВТБ судится в России со своими бывшими «дочками» — зарегистрированным во Франкфурте VTB Europe и лондонским VTB Capital. Однако в январе 2024 года президент Владимир Путин подписал указ, по которому нельзя обращать судебные взыскания на средства на счетах типа С, которые принадлежат нерезидентам. После появления указа банку пришлось ухудшить свои ожидания по поводу возвратности активов: 34 млрд из 57 млрд рублей досозданных банком в IV квартале резервов связаны с этим. Тем не менее ВТБ надеется, что указ будет скорректирован и дело удастся довести до судебного взыскания.
«Законодатель не учел то обстоятельство, что в борьбе за сохранность счетов типа С как заложников для потенциального обмена [на активы российских инвесторов] есть уже идущий де-факто обмен путем судебных процессов с изъятыми у нас «дочками», в которых мы лишены акционерного права», — объяснил Пьянов.
Третью стратегию Пьянов охарактеризовал как «очень креативную». ВТБ — рекордсмен по объему заблокированных активов среди российских структур, попавших под санкции. Объем заблокированных активов у него во много раз превышает объем обязательств перед недружественными нерезидентами. У многих других подсанкционных компаний ситуация обратная — обязательств больше, чем заблокированных активов.
«Если бы мы нашли такого контрагента, мы могли бы продать ему с дисконтом часть заблокированных активов», — продолжает Пьянов. Затем такой покупатель заблокированных активов может перевести их и свои обязательства перед недружественными нерезидентами на отдельное юрлицо, взаимно их зачесть, а в результате этих операций еще и получить прибыль, поскольку активы у ВТБ он купит с дисконтом. ВТБ уже нашел одну заинтересованную компанию, какую, банк не разглашает, переговоры с ней «в продвинутой стадии», отметил первый зампред ВТБ.
Есть и четвертая стратегия, однако никаких ее деталей Пьянов не раскрыл. Он отметил, что стратегии не являются взаимоисключающими.
Работа с заблокированными активами должна принести ВТБ около 100 млрд рублей чистой прибыли в 2024 году, планирует банк. Средняя ставка резервирования по этим активам — около 80%, поэтому, например, при продаже этих активов с возвратностью более 20% банк уже получает прибыль, указал Пьянов. Фактически прибыль от работы по возврату заблокированных активов может быть больше, допустил он.