К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Минпромторг выступил против «закручивания гаек» для маркетплейсов

Фото Михаила Гребенщикова/РБК/ТАСС
Фото Михаила Гребенщикова/РБК/ТАСС
Минпромторг в своем отзыве на депутатский законопроект о регулировании маркетплейсов рекомендовал смягчить наиболее спорные с точки зрения онлайн-площадок идеи законодателей. Менять законопроект в пользу маркетплейсов — значит развязывать им руки, считают продавцы

Минпромторг предложил смягчить подготовленный в Госдуме законопроект об ужесточении требований к работе маркетплейсов. Министерство не поддержало предложения депутатов запретить маркетплейсам менять комиссии и тарифы чаще раза в год, штрафовать продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов без их согласия и в одностороннем порядке ограничивать доступ в личный кабинет, следует из отзыва Минпромторга на законопроект, копия которого есть у Forbes.

«У нас есть разногласия с коллегами из Госдумы, — сообщил 12 февраля статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов. — Мы свою позицию изложили в заключении и попросили наши предложения учесть до первого чтения в обязательном порядке, чтобы не закрутить слишком уж гайки и не повесить на маркетплейсы необязательные для них функции, <...> иначе они просто станут слабой стороной в любом споре». 

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

«Фактически речь идет о необходимости доработать и заново внести данный законопроект, — пояснил Forbes соавтор законопроекта, зампред комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. — Дополнения и замечания Минпромторга будут подробно обсуждаться. Предстоит очередной раунд дискуссии с представителями маркетплейсов, экспертами, потребителями, чтобы найти комплексное решение и привнести в законопроект».   

 

«Несмотря на то что формально Госдума самостоятельно принимает решение о судьбе конкретного законопроекта, редкие из них одобряются в отсутствие положительных отзывов профильных ведомств и заключения правительства», — говорит старший юрист практики международного коммерческого права «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Денис Ежов.

Forbes направил запрос в Минпромторг.

 

Каких изменений хочет Минпромторг

Самая спорная идея депутатов — обязать маркетплейсы отвечать за недостатки товаров. Законопроект предоставляет потребителям право при обнаружении недостатков товара, не оговоренных продавцом, предъявлять к маркетплейсу такие же требования, как и к продавцу. Минпромторг потребовал конкретизировать функционал маркетплейсов в отношении претензий о недостатках товаров. Так, маркетплейсы могли бы сделать на сайте опцию для коммуникации между покупателями и продавцами. 

Минпромторг предложил убрать из законопроекта норму о том, что маркетплейсы вправе менять условия договоров не чаще раза в год. Депутаты объясняли эту новацию тем, что маркетплейсы могут злоупотреблять своим положением и устанавливать несправедливые условия для продавцов, подчеркивалось в пояснительной записке к законопроекту. Минпромторг указывает, что изменения в логистике и рыночной конъюнктуре, а также сезонность могут вынуждать маркетплейсы менять тарифы и комиссии. Вместе с тем в министерстве согласны, что маркетплейсы обладают «несоизмеримо большей рыночной силой», чем их контрагенты, 80% которых — малые и средние предприниматели. «Для них каждая неудача, просрочка, чрезвычайные ситуации — прямой путь к смерти», — говорил замминистра Виктор Евтухов. Поэтому Минпромторг предлагает ограничить периодичность изменений отдельных важных положений договоров — например, не чаще раза в три месяца. Но при этом прописать в законодательстве основания для срочного изменения договоров в случае наступления форс-мажора и других непредвиденных обстоятельств. Текущая версия законопроекта обязывает предупреждать о намерении изменить договор за 30 дней. 

Минпромторг против того, чтобы запретить маркетплейсам списывать штрафы с контрагентов без их согласия. Текущая редакция законопроекта позволяет списывать деньги только в случае, если контрагент получил уведомление о штрафе с объяснением причин и согласился с этим. Министерство подчеркивает, что в таком случае маркетплейсы не смогут штрафовать недобросовестных продавцов товаров или владельцев пунктов выдачи заказов. В то же время Минпромторг согласен, что отсутствие законодательного регулирования взыскания штрафов приводит к произвольным списаниям. Поэтому нужно прописать в законодательстве порядок урегулирования спорных ситуаций.

 

Законопроект также запрещает маркетплейсам в одностороннем порядке ограничивать продавцам и владельцам пунктов выдачи заказов доступ в личный кабинет. По мнению Минпромторга, запрет помешает оперативно блокировать деятельность недобросовестных предпринимателей. В то же время при блокировке личного кабинета утрачивается доступ ко всей информации и документам. Поэтому Минпромторг считает целесообразной блокировку лишь отдельных функций личного кабинета. Так у маркетплейсов останется право запрещать продавцам размещать карточки товаров, совершать сделки, выводить товары, если есть подозрения или факты незаконных действий. Минпромторг предложил запретить вносить любые изменения в личном кабинете в одностороннем порядке, если заблокирована часть функций, и законодательно урегулировать порядок разрешения спорных ситуаций.

Дополнительного обоснования, по мнению Минпромторга, требует идея депутатов запретить маркетплейсам с оборотом от 150 млрд рублей в год продавать на своей площадке собственные товары, если там уже представлены альтернативные товары. «С учетом продажи владельцами агрегаторов на своих площадках технологически сложных товаров (в том числе голосовых помощников) собственной разработки, возможно, потребуется доработка указанной нормы», — подчеркивают в Минпромторге. Например, на «Яндекс Маркете» продается «умная колонка» «Алиса». 

Довольны ли маркетплейсы

Ozon и «Яндекс Маркет» сообщили Forbes, что приветствуют позицию Минпромторга о необходимости доработать законопроект. «Это необходимо для учета всех ключевых рисков и выработки сбалансированного решения для защиты интересов предпринимателей и покупателей», — отмечает представитель Ozon. Доработка законопроекта позволит «соблюсти баланс всех участников рынка, не нарушив развитие отрасли», подчеркивает представитель «Яндекс Маркета».

«Разработка законопроекта о рынке электронной коммерции является важным шагом, который определит дальнейшее развитие отрасли, — говорится в комментарии Ozon. — Но текущая версия документа несет существенные риски для рынка e-commerce, поскольку не учитывает его специфику, отличную от модели классического ретейла». 

Подготовка отзыва Минпромторга проходила во взаимодействии с отраслью, и большинство отраженных в нем позиций — это компромиссные решения, говорит представитель Wildberries. «В то же время важно, как именно нормы будут сформулированы в доработанной версии законопроекта, так как по некоторым вопросам обозначены только возможные направления доработки документа. Например, это касается вопросов ответственности маркетплейса и продавцов в рамках законодательства о защите прав потребителей», — отмечает он. 

 

Минпромторг в целом учел в заключении на законопроект основные замечания и возражения бизнеса, в частности об изменении оферты один раз в год, наложению штрафов на недобросовестных поставщиков и других партнеров, прокомментировал Forbes президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ, объединяет Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет», Lamoda и др.) Артем Соколов. «Однако предложение установить особые условия внесения изменений в договор вызывает определенные опасения: потенциально оно содержит в себе те же риски, что и предложение первой версии законопроекта о запрете изменения оферты один раз в год, поэтому, на наш взгляд, оно требует очень тщательной проработки», — добавил он. 

Минпромторг в отзыве учел интересы владельцев маркетплейсов и поддержал их борьбу с недобросовестными продавцами, считает юрист Денис Ежов. «Предлагаемые в законопроекте ограничения по блокировке личных кабинетов и взыскания штрафов фактически развязывали руки продавцам, нарушающим права потребителей и правообладателей», — считает он.

«При этом, к сожалению, Минпромторг фактически не выразил своей позиции по существу ряда важных положений законопроекта»,  — констатировал Денис Ежов. Если покупатели получат право предъявлять претензии к владельцам маркетплейсов, это существенно увеличит их риски, как следствие,  они могут повысить требования к продавцам, а те, в свою очередь, — цены, предупреждает эксперт. 

Что об этом думают предприниматели

«Законопроект был внесен как ответ на наиболее наболевшие вопросы рынка, и упрощать его в пользу маркетплейсов — значит развязать им руки, — категоричен сопредседатель Ассоциации участников рынка электронной коммерции (АУРЭК) Александр Ефимов. — Государство должно убедиться в том, что рост маркетплейсов происходит не за счет принижения других». 

 

Законопроект в текущем виде не отвечает сложившейся проблематике, считает руководитель Центра развития электронной торговли Кировской области Владимир Сунцов. «В частности, законопроект не регулирует проблему подмены товаров в процессе доставки — в большинстве подобных случаев крайним остается продавец. Механизм оспаривания штрафов, когда продавец мог бы доказать, что отправил оригинальный товар, ни на одной площадке адекватно не работает», — рассказал он. 

Сейчас маркетплейсы взимают штрафы с контрагентов в одностороннем порядке, констатировали предприниматели. «Верховный суд подтверждал, что недопустимо автоматическое списание денег в счет неустойки при наличии возражений второй стороны. Это значит, что маркетплейс уже сейчас вправе только заморозить деньги и разрешать спор в судебном порядке, но никак не списывать их автоматически, как это происходит сейчас», — отмечает Александр Ефимов. «У предпринимателям должна быть возможность оспаривать штрафы, предоставляя доказательства», — подчеркивает Владимир Сунцов.

Позиция Минпромторга по блокировке личных кабинетов «способствует гарантиям базовых прав контрагентов», отмечают в АУРЭК. «Сейчас Wildberries, например, блокирует все ключевые функции личного кабинета, включая многие важные сведения о товарах, о поставках, об остатках. Причем это происходит не только при блокировке контрагента в целом, но и при изменении оферт — нельзя пользоваться личным кабинетом, не подписав оферту», — пояснил Ефимов. 

В текущей версии законопроекта недостаточно учтены интересы владельцев пунктов выдачи заказов, прокомментировал Forbes предприниматель и основатель сообщества владельцев пунктов выдачи заказов «Проwсоюз» Денис Журавлев. «Не до конца отработан механизм арбитража по удержаниям за брак или подмену товаров, с которыми не согласны владельцы пунктов выдачи. Открытым остается вопрос по рейтингу пункта выдачи заказов, который формируется из оценок покупателей. Нередко покупатели ставят негативные оценки пункту выдачи, если недовольны качеством товара или за недостатки работы самого маркетплейса. Владельцы пунктов выдачи не имеют возможности оспорить оценку и теряют часть доходов, потому что маркетплейсы могут удерживать с владельцев пунктов выдачи плату за негативный рейтинг», — перечислил проблемы предприниматель.

 

По данным Минпромторга, через маркетплейсы торгуют 1,2 млн предпринимателей, а товары на маркетплейсах покупают 70 млн россиян. Законопроект, внесенный в Думу, стал только началом работы по регулированию цифрового бизнеса, подчеркивает его соавтор, депутат Артем Кирьянов: «Не следует думать, что одним этим законопроектом все ограничится».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+