К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

От $300 до $1300 в час: кто нанимает бухгалтеров-криминалистов и сколько это стоит

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Бухгалтеры-криминалисты принимают участие в бракоразводных процессах знаменитостей (как, например, в случае с Кевином Костнером), крупных банкротствах (биржа FTX) и делах о финансовом мошенничестве. Но, чтобы воспользоваться услугами бухгалтера-криминалиста, вовсе не обязательно быть звездой, утверждает Forbes USA

Когда жительница Вирджинии, домохозяйка и мать троих детей, оказалась вовлечена в скандальный бракоразводный процесс, она быстро поняла, что у ее будущего бывшего мужа есть преимущество. Бизнес, которым он владел, кормил семью. Она осознала, что почти ничего не знала о выручке и возможной стоимости компании. Поэтому она пошла на шаг, который уже давно можно наблюдать в деловых спорах на внушительные суммы, разводах знаменитостей и крупных делах о банкротстве, — наняла бухгалтера-криминалиста.

Шерил Б. Хайдер, специалистка из Фэрфакса, штат Вирджиния, не только обнаружила факты, которые сыграли решающую роль в судебном процессе о разделе семейного имущества, но и прокомментировала числа понятным для обывателя языком. Ее клиентка признается, что не могла бы позволить себе нанять Хайдер дать показания в суде (за выступления в суде она берет около $400 в час), но, к счастью, это и не понадобилось. Письменного анализа от сертифицированного бухгалтера оказалось достаточно, чтобы убедить судью, что у мужчины больше ресурсов для выплаты алиментов, чем он утверждал. «Тот, кто владеет данными, владеет ситуацией», — говорит женщина, которая попросила не называть ее имени, поскольку ее развод был непростым.

Хайдер получила степень магистра в области налогообложения, но еще в 1990-х годах начала постепенно переходить в область криминалистики, потому что, по ее словам, ей нравится «укрощать финансовый хаос» и рассказывать о том, что она обнаружила, так, чтобы заинтересованные стороны могли ее понять (неудивительно, что она работает волонтером в группе спасения питбулей, выступая в качестве «посла породы» и присматривая за собаками). Сегодня более половины ее дел связаны с разводами, но она по-прежнему занимается всем — от коммерческих судебных процессов до расследований мошенничества.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Финальный счет бухгалтера-криминалиста, который обычно берет от $300 до $500 и более в час, в бракоразводном деле может варьироваться от пяти до сотен тысяч долларов. Но поскольку беби-бумеры все чаще разводятся в позднем возрасте, когда они уже накопили значительные активы, а интернет значительно упростил процесс перевода денег, эти затраты многие из тех, кто участвует в разделе имущества, считают оправданными.

Спрос на бухгалтеров-криминалистов растет не только из-за разводов. Ассоциация сертифицированных специалистов по расследованию мошенничества (ACFE) в настоящее время насчитывает более 62 000 активных сертифицированных специалистов по расследованию мошенничества (CFE) по всему миру, что на 18% больше, чем в 2018 году. Значительная часть CFE, которые должны сдать экзамен из четырех частей, являются бухгалтерами.

 

В наши дни люди, ориентированные на числа, делают все — от оценки долей в непубличных компаниях и измерения причиненного ущерба до отслеживания активов, спрятанных в офшорах и внутренних трастах, анализа финансовых махинаций и даже отслеживания криптовалют, связанных с этими аферами. Они работают в корпорациях, чтобы снизить риск мошенничества, и часто становятся участниками громких корпоративных банкротств. В ФБР даже есть специальная должность и учебная программа для бухгалтеров-криминалистов.

В частном секторе встречаются внушительные гонорары. AlixPartners, LLP, ведущая судебно-бухгалтерская фирма, нанятая в деле о банкротстве криптовалютной биржи FTX и десятков ее дочерних компаний, менее чем за год выставила счет на сумму более $39 млн, куда вошли гонорары и накладные расходы. Команду, которая расследует деятельность FTX, возглавляет Мэтью Жак, бывший главный бухгалтер отдела контроля соблюдения законодательства Комиссии по ценным бумагам и биржам, который теперь берет огромные деньги — $1280 в час (это немного меньше, чем у ветерана реорганизаций Джона Дж. Рэя, который получает $1300 в час на посту генерального директора FTX).

Чтобы добиться обвинительного приговора для основателя FTX Сэма Бэнкмана-Фрида, прокуроры наняли своего внешнего эксперта в области криминалистики. Питер Истон, преподаватель бухгалтерского учета в Университете Нотр-Дам, тщательно проследил, куда пропали $9 млрд средств клиентов FTX. По его показаниям, помимо прочего, деньги были инвестированы в бизнес и недвижимость, использованы для политических и благотворительных пожертвований. Как отмечалось в одном из отчетов о судебном процессе: «В этих показаниях было очень много чисел. В какой-то момент можно было видеть, как один из присяжных прижимает пальцы обеих рук к вискам».

 
Бэнкман-Фрид во время выступления в суде по обвинению в мошенничестве. 2 ноября этого года он был признан виновным по всем семи пунктам обвинения. Чтобы разобраться с беспорядком, который остался после него в FTX, потребовались бухгалтеры-криминалисты (Фото Getty Images)

Мало что сравнится с расследованием FTX, однако для бухгалтера-криминалиста даже бракоразводный процесс может включать в себя обширный анализ активов (известных и скрытых), доходов (текущих и потенциальных) и расходов (необходимых и чрезмерных).

Рассмотрим выдающуюся роль, которую бухгалтеры-криминалисты сыграли в недавнем разводе звезды сериала «Йеллоустоун» Кевина Костнера. Его бывшая супруга, Кристина Баумгартнер, подала на развод в мае 2023 года после почти 19 лет брака. У пары был брачный договор, и в сентябре дело было окончательно урегулировано во внесудебном порядке, но только после нескольких месяцев торгов в суде по поводу алиментов и других вопросов. Первоначально ей присудили алименты в размере $129 000 в месяц, а в августе она попросила увеличить сумму до $175 000, заявив, что трое их детей-подростков должны сохранить привычный роскошный образ жизни. Ее судебный бухгалтер Джилл Бомбино из CMM LLP представила анализ, показывающий, что Костнер мог себе это позволить: его доход в 2021-м и 2022 годах составлял в среднем $19,2 млн в год.

Но судебный бухгалтер Костнера Трейси Кац из Gurney Schneider LLP проанализировала ежемесячные расходы семьи в размере $240 000 и отказалась от статей, относящихся исключительно к Баумгартнер (а не к детям). По словам Кац, туда входили расходы в размере $3000 в месяц на косметические товары и процедуры и $18 000 в месяц на дизайнерскую одежду.

В итоге судья снизил алименты на детей до $63 000 в месяц, а также потребовал от Костнера взять на себя все медицинские расходы детей, школьное обучение и внеклассные расходы, включая членские взносы в охотничий клуб. Судью, по-видимому, отчасти убедило мнение судебно-медицинского эксперта Костнера о том, что его доход следует оценить без учета нестандартных (и подходящих к концу) гонораров за съемки в «Йеллоустоне», и в этом случае, по ее расчетам, его денежный поток составлял менее полумиллиона в месяц. Прежде чем заключить мировое соглашение, злополучная пара спорила еще и о том, придется ли Костнеру платить сотни тысяч за судебно-бухгалтерскую экспертизу и судебные издержки Баумгартнер.

Анализ расходов сложнее и требует больше времени, чем может показаться, говорит Клаудио Мартеллаччи, ведущий партнер практики оценки и поддержки судебных разбирательств канадской бухгалтерской фирмы Grewal Guyatt LLP. Это требует не только выделения крупных статей, таких как выплаты по ипотеке, аренда автомобиля и расходы на отпуск, но и более мелких, вплоть до счетов за мобильный телефон и расходов на корм для собак. Обычно этот анализ включает в себя анализ подтверждающей документации, такой как счета-фактуры и квитанции, для выявления структуры расходов за продолжительный период.

 

Поиск закономерностей — основная задача, независимо от того, рассматривают ли бухгалтеры-криминалисты обычные (пусть и экстравагантные) расходы или настоящее мошенничество, отмечает Дэвид Леви, партнер фирмы Kleinberg Kaplan в Нью-Йорке, который специализируется на сложных судебных процессах, и в некоторых в значительной степени опирается на криминалистику. «Это незаменимо в нашем мире», — говорит он, отмечая, что, когда он не может найти реальных доказательств умышленного поведения, ему приходится полагаться на то, как средства перемещали. Иногда этих закономерностей может быть достаточно, чтобы говорить о недобросовестности или прийти к более серьезным выводам.

То же самое, конечно, справедливо и для так называемых деловых разводов. Компании или бывшие партнеры, находящиеся в конфликте, часто могут расходиться во мнениях относительно текущих активов, а также будущих ожидаемых доходов. У одной из сторон может возникнуть соблазн скрыть эти будущие потоки доходов, вплоть до того, чтобы хранить доходы в холдинговых компаниях или в оффшорах. Хороший бухгалтер-криминалист может отследить трансакции и найти улики, которые приведут к обнаружению источников ранее скрытого дохода.

Леви нанял Хайдер в качестве одного из двух бухгалтеров-криминалистов во время одного особенно неприятного бракоразводного процесса во Флориде. В том деле его клиентка унаследовала до брака значительное портфолио, включая недвижимость во Флориде и Нью-Йорке. Ее бывший супруг происходил из небогатой семьи, и у пары был брачный договор, согласно которому ее богатство (и финансы пары) были разделены. На бумаге она сделала все, чтобы защитить себя.

Но в течение более чем 10 лет тогдашнему мужу удалось выкачать деньги из активов своей жены с помощью бухгалтера пары, который, как выяснилось, был с ним в сговоре. Леви говорит, что «смелость» этих преступлений была поразительной, но не была очевидной до тех пор, пока бухгалтеры-криминалисты не создали обширные таблицы, раскрывающие незаконные переводы.

 

Даже если они не находят однозначных доказательств, вопросы, которые поднимают судебные бухгалтеры, могут быть полезны в деле о разводе, отмечает Линда Хинкль Зурло, юрист в области семейного права из южного Нью-Джерси. «Судьи делают выводы, особенно если видят несостыковки», — отмечает она. Например, сомнения может вызвать экстравагантный образ жизни при явно ограниченном бюджете.

Она, скорее всего, порекомендует нанять бухгалтера-криминалиста, когда речь идет о компаниях, особенно о тех, где деньги быстро переходят из рук в руки. Хорошим примером являются сделки с недвижимостью, отмечает она, поскольку деньги и активы необходимо отслеживать при каждой продаже. Она также склонна привлекать бухгалтера-криминалиста в делах, где участвуют международные холдинги, поскольку документы бывает непросто найти. «Я всегда рекомендую обращаться к эксперту, когда это необходимо», — говорит она.

Линда отмечает, что иногда стороны могут не захотеть раскрывать в суде какие-то из находок судебного бухгалтера — например, несостыковки в налоговых декларациях (особенно, если обе стороны подписали совместную декларацию, потому что в некоторых случаях судье, возможно, придется сообщить об этом в налоговую инспекцию). Но такого рода информация подталкивает стороны заключить мировое соглашение или обратиться к арбитру.

«Разводы бывают непростыми», — резюмирует она.

 

Перевод Натальи Балабанцевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+