Греф раскритиковал идею компенсировать бизнесу рост ставок по кредитам за счет банков
Греф раскритиковал идею компенсировать бизнесу рост ставок по кредитам за счет прибыли банковского сектора. Ранее СМИ сообщили, что Минэкономразвития прорабатывает механизм хеджирования процентных рисков для бизнеса на фоне повышения ключевой ставки ЦБ. В ведомстве, по информации СМИ, предложили использовать для финансирования этой меры прибыль банковского сектора, который Греф назвал самым пострадавшим из всех
Глава Сбербанка Герман Греф раскритиковал идею хеджирования процентных рисков для бизнеса на фоне повышения ключевой ставки ЦБ за счет банковского сектора. Об этом он заявил на пресс-конференции по итогам организованного кредитной организацией «Дня инвестора».
Отвечая на вопрос, что Греф думает о таком своеобразном изъятии прибыли у банков, он отметил, что идея звучит настолько абсурдной, что он надеется, что это неправда. «Министерство экономики — это вообще всегда источник развития, а не источник новых налогов», — подчеркнул он.
«Банковский сектор — самый пострадавший из всех. Вы посмотрите на уровень достаточности капитала банков. Мы вышли из этой ситуации благодаря ряду вещей, в том числе технологической подготовленности. Посмотрите на ситуацию с другими банками. ЦБ дал послабления на 10 лет не просто так. ЦБ видит всю ситуацию в банковском секторе. Если у кого-то есть какие-то windfall tax и так далее, надо проверить, нет ли винд в голове у этих людей
(wind — «ветер». — Forbes). Можно вести какие-то разговоры с профессионалами, но непрофессионалов я обычно не слушаю, это шум. Лучше не высказываться на тему, в которой ничего не соображаешь», — добавил Греф.
Ранее РБК со ссылкой на двух федеральных чиновников, которые принимали участие в обсуждении механизма, писал, что Минэкономразвития предлагает компенсировать бизнесу разницу между фактическим значением ключевой ставки (сейчас — 15%) и неким базовым уровнем, определенным государством. Источником финансирования в этом случае оба источника РБК называют прибыль банковского сектора, которая, как ожидает ЦБ, в этом году достигнет рекордных 2,9–3 трлн рублей. По словам собеседников издания, именно банковский сектор стал «основным бенефициаром увеличения процентного дохода по ссудам с плавающими ставками». При этом они не уточнили, в каком именно виде может быть оформлено такое изъятие.
Собеседники РБК считают, что одним из примеров для реализации механизма, предложенного Минэкономразвития, может быть механизм, действующий в рамках Фабрики проектного финансирования (оператор — ВЭБ.РФ). В феврале 2022 года госкорпорация компенсировала инициаторам проектов «фабрики» разницу между значением ключевой ставки (на тот момент 20%) и ее максимальным уровнем в 6,5–7,5%. Для нового механизма Минэкономразвития предлагает увеличить размер максимальной ставки до 7–9%.
Налог на сверхприбыль был введен как разовый налог с российских и иностранных компаний с постоянным представительством в России, чья средняя прибыль за два предыдущих года оказалась больше 1 млрд рублей. Ставка по налогу установлена в размере 10% от суммы превышения прибыли за 2021–2022 годы над прибылью 2018–2019 годов. Поскольку налог введен в 2023 году, налоговый период по нему наступает в следующем году — он должен быть уплачен до 28 января 2024 года. Существует конституционное ограничение о том, что налоги нельзя вводить задним числом. Однако в случае windfall tax у компаний есть возможность сделать «обеспечительный платеж» уже в 2023 году по ставке не 10%, а 5%.
Глава Минфина Антон Силуанов 20 ноября сообщил, что бюджет уже получил 40 млрд рублей windfall tax из ожидаемых 300 млрд. «Основной период уплаты будет ноябрь — декабрь, поэтому до конца года надеемся, что планируемая цифра в ту или иную сторону будет выполнена», — сказал министр финансов.
Банк России по итогам заседания совета директоров 27 октября решил повысить ключевую ставку на два процентных пункта, до 15%. Таким образом, с конца июля ставка повышается уже в четвертый раз, за это время она выросла вдвое. 21 июля ЦБ повысил ставку на 1 п.п. с 7,5%, 15 августа на фоне растущего инфляционного давления — сразу на 3,5 п.п. на внеплановом заседании, а 15 сентября — еще на 1 п.п.