Последнее средство
Потенциальный запрет оборота товаров для вейпинга оказался в списке «Комплекса мер по усилению контроля за производством и оборотом никотиносодержащих жидкостей» с подписью вице-премьера Дмитрия Григоренко. Forbes ознакомился с копией документа, его подлинность подтвердил представитель аппарата вице-премьера.
Ответственные министерства, включая Минпромторг, Минфин и Минздрав, должны будут проанализировать эффективность мер и отчитаться перед правительством в мае 2024 года. Рассмотрев доклад, правительство может при необходимости поставить вопрос о запрете оборота вейпов в России, следует из документа. В этом случае профильные министерства должны представить на рассмотрение правительства поправки в федеральный закон «Об охране здоровья граждан от табачного дыма и последствий потребления табака и никотинсодержащей продукции» в сентябре 2024 года. Вероятность запрета может быть обсуждена только после исполнения всех остальных пунктов комплекса мер, подчеркнул представитель аппарата Григоренко.
Forbes направил запросы в профильные министерства.
В списке утвержденных правительством мер — проработка введения акциза и маркировки на многоразовые вейпы, подтвердил Forbes представитель Минздрава. Сейчас специальный цифровой код присваивается только одноразовым «парилкам». Также в планах правительства к февралю 2024 года утвердить требования к ингредиентам жидкостей (смесь пропиленгликоля или глицерина, ароматизаторов и никотина, хотя есть и жидкости без него. — Forbes), отметил представитель министерства.
Значительная часть электронных систем доставки никотина — импортная. Поэтому, помимо прочего, правительство предлагает гармонизировать ставки акцизов с соседними странами — членами Евразийского экономического союза (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).
Рынок электронных систем доставки никотина регулировался слабее табачного. По данным октябрьского исследования Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК), на этом рынке присутствовали 28 легальных производителей жидкости, 691 организация оптовой торговли и 51 959 офлайн-магазинов. Но доля нелегальной никотинсодержащей жидкости в продаже — около 93%, оценивал ННЦК в конце 2022 года.
Полный запрет продажи электронных сигарет, в частности, действует в Норвегии, Австралии, Бразилии, Сингапуре, Индии и Малайзии. Из постсоветских стран производство, импорт и оборот вейпов с 2022 года запретила Киргизия и планирует запретить Казахстан. В России депутаты — в частности, спикер Госдумы Вячеслав Володин — не раз предлагали аналогичные меры. Минфин, Минздрав и Минпромторг выступали против запрета из-за рисков роста черного рынка и потерь бюджета. «Все мы знаем, к чему приводят полные запреты — к формированию черного рынка, без контроля, — подчеркивал замдиректора департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга Владислав Заславский. — Кроме всего прочего, огромными потерями бюджета сопровождается, потому что понятно, что налогооблагаемая база не может существовать, если запрещен оборот».
«Если два-три года назад идеи запретить оборот вейпов были популистскими заявлениями — кто-то пытался набрать политические очки, — то сейчас такая вероятность действительно существует», — считает руководитель табачного консалтингового агентства Fedotov Group Евгений Федотов. Если меры по обелению отрасли не дадут должных результатов, а сборы акцизов окажутся меньше ожиданий, запрет вейпинга будет обсуждаться достаточно серьезно, допускает он.
«Полный запрет оборота вейпов — не то чтобы совсем абсурдная идея, — считает член правления Профессионального альянса участников рынка электронных никотиновых систем (ПАУРРЭНС) Максим Королев. — Рынок практически полностью нелегальный и это запущенная история — никто вплотную им не занимался до недавнего времени. Импортеры, оптовики, розничная торговля — все в этом замешаны, и добиться от всех соблюдения законов очень сложно». Подавляющая часть товаров в продаже, по его словам, кустарного происхождения. «Набодяжить и разлить по пузырькам жидкость можно в очень примитивных условиях. Конечно, не всякий магазин решится это продавать, но через интернет — пожалуйста (онлайн-продажа никотинсодержащих жидкостей незаконна. — Forbes)», — отметил Королев. Логично было бы ввести временный мораторий на оборот вейпов, «чтобы стряхнуть сор со стола и начать оттачивать применение нового регулирования с чистого листа» при условии возобновления продаж после обеления рынка, считает он.
Как государство ужесточает контроль
Власти уже приняли или готовят ряд ограничительных и регулирующих мер на рынке вейпинга. В частности, чиновники готовят список запрещенных ингредиентов для никотинсодержащих жидкостей. Минздрав предлагал с 1 марта 2024 года запретить добавлять в них пищевые ароматизаторы, без которых привлекательность вейпинга может упасть. Но идею также не поддержали Минпромторг, Минфин, Минсельхоз и Росалкогольтабакконтроль.
«Такой технический запрет произошел в Голландии, где запретили многие ингредиенты, поставив индустрию на грань исчезновения, но в течение года запрет на ингредиенты отменили», — отмечает Евгений Федотов.
«Не за горами и принятие технического регламента Евразийского экономического союза на эту продукцию, который уже разработан и скоро будет ратифицирован странами-участницами, а это уже говорит о введении требований к безопасности этой продукции на территории ЕАЭС», — добавил гендиректор компании — производителя никотина «Никтон» и председатель Союза участников рынка никотинсодержащей продукции «Альтернатива» Андрей Червов.
С 2024 года акциз на никотиновые жидкости вырастет вдвое — с нынешних 20 рублей за 1 мл до 42 рублей. Размер акциза — «своего рода запретительный», отмечал замглавы Минфина Алексей Сазанов. Кроме прибавки в бюджет в 10 млрд рублей, Минфин ожидает снижения потребления никотинсодержащей продукции.
На фоне увеличения акциза участники рынка прогнозируют удорожание легальной продукции и повышение спроса на дешевые альтернативы нелегальных производителей. По их оценкам, флакон легальной жидкости в 30 мл подорожает до примерно 2700 рублей, а месячный бюджет на вейп составит от 6690 рублей.
Минфин оценивал потери бюджета только из-за неуплаты табачных акцизов в 100 млрд рублей. «Мы рассчитываем, что если хотя бы половину от этого серого рынка удастся перевести в белую зону с тем, чтобы увеличился объем производства и реализации у легальных производителей, то для нас это будет уже большой успех», — оценивал Алексей Сазанов. По мнению Федотова, в случае запрета вейпинга часть потребителей перейдет на нелегальную продукцию, другая — на сигареты и стики, и меньшая часть бросит курить.
В декабре госкомиссия рассмотрит предварительные результаты новых механизмов против незаконного оборота табачной и никотинсодержащей продукции, рассказал Forbes представитель Минпромторга. В октябре правительство отменило мораторий на плановые проверки магазинов алкоголя, табачной, никотинсодержащей продукции и кальянов, а Роспотребнадзор проводит внеплановые рейды по табачным магазинам и вейпшопам.
С 1 декабря станет незаконной продажа одноразовых электронных сигарет и никотинсодержащих жидкостей без маркировки «Честного знака». Легальные производители участвуют в эксперименте по маркировке с февраля 2022 года. Налоговая сверяет данные «Честного знака» о маркировке с декларациями по оплаченным акцизам и в случае расхождений требует от предпринимателей объяснений и документов, писал Forbes. Также налоговики вызывают на допросы производителей жидкостей для вейпов, которые по документам выпускают подозрительно небольшое число флаконов по сравнению с объемами закупленного никотина. Сейчас по флакону без маркировки невозможно удостовериться, легально ли произведена жидкость для вейпа. Маркировка открывает «принципиально новые» способы контроля, отмечает представитель Минпромторга. Например, введенная в 2020 году маркировка сигарет позволила выявить 18 ранее не известных налоговым органам производств, а около 30 производителей поспешили прекратить свою деятельность. В 2019 году доля незаконного оборота сигарет достигала 15,6% и благодаря маркировке снизилась до 13,3% к середине 2023 года.
С 1 марта 2024 года станут обязательными регистрация оборудования и лицензирование производства, хранения и поставки табачной и никотинсодержащей продукции. Штрафы составят от 500 000 до 4 млн рублей (в зависимости от объемов нелегальной продукции), а максимальное уголовное наказание — до пяти лет лишения свободы.