Центробанк предложил установить правила выдачи кредитов онлайн
Банк России предложил установить правила выдачи потребительских кредитов в онлайне, чтобы повысить качество обслуживания и защитить потребителей от недобросовестного поведения банков и микрофинансовых организаций, говорится в Докладе для общественных консультаций ЦБ.
«Исследование показало, что на рынке есть системные проблемы, которые ограничивают права потребителей. Повышение доступности финансовых продуктов и услуг для различных категорий клиентов зачастую сопровождается появлением новых видов нарушений и неприемлемых практик», — отмечает регулятор.
ЦБ указывает, что сейчас законодательство регулирует «лишь отдельные вопросы дистанционного взаимодействия с потребителями», при этом в законе не говорится отдельно о
дистанционном предоставлении финансовых продуктов, «что также
создает потенциал для различного рода рыночных практик недобросовестного
поведения». По мнению регулятора, финансовые организации должны «полностью и в очевидной форме» раскрывать информацию как об основном финансовом продукте, так и о дополнительных услугах, а также уведомлять клиентов о рисках.
Среди мер по регулированию практик оформления кредитов, которые предлагает ЦБ, — запрет кредиторам на предзаполнение таких полей, как сумма, срок кредита и информация о доходе заемщика в заявке. Регулятор хочет обязать кредиторов использовать «однозначные, простые и понятные формулировки» при оформлении кредита и запретить «формулировки, вводящие в заблуждение», исключить использование приемов, подталкивающих к принятию решения, обеспечить раскрытие «в простой и доступной форме» дополнительных условий, от которых зависят условия договора, и последствий их невыполнения для потребителя.
ЦБ также призывает обеспечить равные возможности прохождения клиентского пути при оформлении кредита в очном и дистанционных каналах продаж — например, кредитор должен обеспечить возможность получившему кредит онлайн клиенту также дистанционно отказаться от приобретения
дополнительных платных услуг. Кроме того, регулятор предлагает
последовательность прохождения клиентского пути для «минимизации рисков
нарушения прав потребителей».
При составлении доклада ЦБ проанализировал онлайн-продажи в банках и микрофинансовых организациях, провел опрос потребителей кредитов и займов, а также изучил зарубежный опыт регулирования дистанционных продаж.
«Основная цель доклада — провести коммуникацию с участниками финансового рынка, обозначить позицию Банка России в отношении обеспечения защиты прав потребителей при оформлении финансовых продуктов и оказании услуг онлайн, прозрачности финансового рынка, внедрения клиентоориентированного подхода к предоставлению финансовых продуктов участниками рынка», — указывает ЦБ.
Около 18% трудоспособных россиян рассказали, что тратят на погашение кредитов более половины ежемесячного дохода, а каждый пятый (21%) признал, что периодически пропускает график выплат, свидетельствуют результаты опроса, проведенного в октябре сервисом «Кредитный помощник».
По итогам сентября ссуды населения и бизнеса выросли до рекордных 101,2 трлн рублей, на 19% за девять месяцев 2023 года, следует из статистики Центробанка. Основная часть кредитного портфеля (70,5 трлн рублей) — это займы бизнесу, на кредиты населению приходится 30,7 трлн рублей, в том числе на ипотечные — 17,1 трлн рублей.