К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В погоне за доходностью: почему россиянам оказались не нужны длинные вклады

Фото Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС
Фото Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС
Россияне не хотят размещать свои средства на долгосрочных вкладах. По данным проекта «Финуслуги» Мосбиржи, более половины клиентов, которые открывают депозит через финансовый маркетплейс, сейчас выбирают вклады срочностью всего один-три месяца. Аналогичными наблюдениями делятся и банки. Еще в первом полугодии вкладчики распределяли свои сбережения между депозитами разной срочности. Сейчас главная тенденция — разбить деньги между короткими депозитами в разных банках, сетуют они. Для того чтобы изменился сберегательный тренд, нужно, чтобы вклады на длинный срок стали необходимы самим банкам, указывают аналитики

Какие вклады интересуют россиян

Более половины вкладчиков, которые открывают депозит через проект «Финуслуги» Мосбиржи, стремятся разместить свои средства на краткосрочных вкладах, сообщил Forbes управляющий директор «Финуслуг» Игорь Алутин. Разница между средней доходностью вкладов на три и 12 месяцев постепенно сглаживается и сейчас не превышает 0,4 п. п. Однако самыми популярными сроками остаются один и три месяца, следует из данных маркетплейса.

Опрошенные Forbes банкиры подтверждают, что сейчас превалируют краткосрочные вклады. Например, в ВТБ доля трехмесячных вкладов достигла почти 60% от всех открываемых продуктов, еще треть приходится на депозиты сроком до полугода, говорит начальник управления «Сбережения» банка Наталья Тучкова. Больше половины клиентов ПСБ, которые открывали сберегательные продукты в сентябре, выбрали срок до четырех месяцев, отмечает пресс-служба банка.

В МТС Банке самые популярные сроки вкладов этой осенью — на четыре и шесть месяцев, в Альфа-банке — три и четыре месяца, в УБРиР и Абсолют Банке — на три и шесть месяцев, в Росбанке и банке «Зенит» — на шесть месяцев, сообщили их представители.

 

Сбербанк — самый крупный розничный банк — на запрос не ответил.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Почему россияне не отдают деньги надолго?

В течение этого года структура пассивов физлиц в банках изменилась, признаются собеседники Forbes. В первом полугодии многие вкладчики стремились равномерно распределить свои сбережения: часть средств размещали на депозитах сроком от года, фиксируя доходность, и при этом сохраняли короткие вклады или накопительные счета на случай роста ставок или крупных трат, говорит представитель ПСБ. Во второй половине года доля коротких депозитов в новом привлечении существенно выросла, добавляет он. Теперь вкладчики стремятся распределить свои сбережения не по срочности и цели, а по коротким вкладам в разных банках.

 

«Основным интересом россиян сейчас являются короткие вклады: с одной стороны, они позволяют получать высокий доход, с другой — держать средства под рукой для дальнейшего переразмещения на более выгодных условиях», — подтверждает Наталья Тучкова из ВТБ. Опрос клиентов, который в начале октября провел ВТБ в городах с населением от 100 000 человек во всех регионах России, показал настроения вкладчиков: на рост доходности депозитов в ближайшие три-шесть месяцев надеется треть граждан. При этом 32% респондентов заявили о том, что готовы переразместить свои деньги под больший процент по истечении срока вклада. Еще 12% готовы забрать деньги с вклада, не дожидаясь окончания его срока, если увидят более привлекательную ставку. А 6% респондентов уже переразместили свои сбережения под более высокий процент.

Главная причина такого поведения — ожидание дальнейшего роста ставок в период ужесточения монетарной политики ЦБ, считают банкиры. «Клиенты не рискуют фиксировать свои сбережения вдолгую, особенно на фоне волатильности ключевой ставки в последние месяцы», — говорит начальник отдела развития накопительных продуктов Альфа-банка Наталья Волошина.

С конца июля ключевая ставка выросла в два раза, с 7,5% до 15%, что заставило банки не раз повысить доходость своих сберегательных продуктов. На прошлой неделе, на фоне очередного повышения ключевой ставки, доходность по вкладам повысили Росбанк, банк «Дом.РФ», «Тинькофф», МТС Банк. Сбербанк 31 октября поднял до 14% максимальные ставки по вкладу «Лучший %». С 1 ноября ставка «Альфа-Вклада Максимального» на три месяца выросла до 14,1% годовых, а на четыре месяца — до 14,3% годовых с учетом капитализации процентов. В Росбанке появился вклад со ставкой 15% — такой процент банк начислит вкладчику за три последних месяца годового вклада «Прогрессивный». В ВТБ ставка по розничным депозитам до года выросла до 13,88%, на срок шесть месяцев банк предлагает новым клиентам доходность до 15%.

 

Когда изменятся приоритеты?

Банкиры уверены, что до конца года в приоритете у вкладчиков останутся краткосрочные депозиты из-за того, что доходность по сберегательным продуктам срочностью до полугода будет по-прежнему превышать доходность долгосрочных вкладов. Короткие вклады с максимальной процентной ставкой останутся популярными и в начале 2024 года, считает управляющий директор центра развития бизнеса привлечения пассивов УБРиР Михаил Прилепов: «Для людей это возможность получить дополнительный доход. Клиенты будут придерживаться именно такой стратегии — размещать деньги на короткие сроки по самой высокой ставке»

«Сейчас максимальные ставки в сегменте сроков на год и менее предлагаются по вкладам на три-шесть месяцев. Поэтому, скорее всего, подобные вклады будут популярными в ближайшие месяцы. Для привлечения средств на длительный срок необходимо, чтобы доходность данных продуктов была существенно выше», — говорит главный аналитик Совкомбанка Наталья Ващелюк.

По оценке Национального рейтингового агентства, в ближайшие полтора-два месяца максимальные процентные ставки по вкладам до трех месяцев достигнут 13–14%. Существенно повышать доходность до аналогичного уровня на более длительных сроках будет невыгодно прежде всего самим банкам, указывают аналитики. Дальнейший рост ключевой ставки повышает для банков стоимость фондирования, объясняет замдиректора группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР Егор Лопатин. В такой ситуации набирать долгие обязательства под высокий процент будут лишь те банки, которые испытывают проблемы с ликвидностью, продолжает старший директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Ирина Носова. Остальные же, по ее словам, будут все меньше нуждаться в дорогом фондировании на фоне замедления кредитования и продолжат ждать завершения цикла жесткой денежно-кредитной политики.

«Горизонт планирования сократился как у банков, так и у клиентов. Если ситуация стабилизируется или на рынке появится ожидание, что период высоких ставок завершается, количество долгосрочных вкладов вырастет», — соглашается директор департамента розничных продуктов Абсолют Банка Виталий Костюкевич. «Мы предполагаем, что интерес к средне- и долгосрочным вкладам вернется после стабилизации ключевой ставки в районе 7,5%. Этот сценарий наблюдается в последние несколько лет и, вероятно, повторится и в этот раз», — заключает Михаил Прилепов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+