Банк России по итогам заседания совета директоров 27 октября решил повысить ключевую ставку на 2 процентных пункта, до 15%. Таким образом, с конца июля ставка повышается уже в четвертый раз, за это время она выросла вдвое. 21 июля ЦБ повысил ставку на 1 п. п. с 7,5%, 15 августа на фоне растущего инфляционного давления — сразу на 3,5 п. п. на внеплановом заседании, а 15 сентября — еще на 1 п. п.
В релизе регулятор отметил, что инфляционное давление «значительно усилилось» и складывалось хуже ожиданий ЦБ. Банк России отметил, что растущий спрос все больше превышает возможности расширения выпуска, темпы кредитования и инфляционные ожидания остаются высокими. «В этих условиях требуется обеспечить дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики для ограничения масштаба отклонения инфляции вверх от цели и ее возвращения к 4% в 2024 году», — подчеркивает регулятор. Если раньше регулятор прогнозировал, что инфляция вернется к цели в 2024 году, то теперь его прогноз по росту цен на следующий год — 4–4,5%. Ухудшился и прогноз по инфляции по итогам 2023 года — с 6–7% до 7–7,5%. Возвращение инфляции к цели предполагает «продолжительный период» жесткой ДКП, говорится в релизе. ЦБ не стал давать сигнала на ближайшие заседания, указав лишь, что будет руководствоваться динамикой инфляции и инфляционных ожиданий, развитием экономики, а также внутренними и внешними рисками.
Среди проинфляционных рисков, которые перечисляет ЦБ: сохранение высоких инфляционных ожиданий населения, которые будут подогревать рост кредитования и внутреннего спроса, который продолжит опережать возможности расширения производства. Риски также остаются со стороны ослабления курса рубля и расширения бюджетного дефицита.
В новом среднесрочном прогнозе ЦБ улучшил ожидания по росту экономики по итогам года — с 1,5–2,5% до 2,2–2,7%. Данные за III квартал показывают, что экономика растет быстрее ожиданий ЦБ, и в условиях высокого спроса нарастает ее отклонение вверх от «траектории сбалансированного роста». Также существенно выросли ожидания регулятора по динамике кредитования — ЦБ ожидает рост по итогам года на 17–20% в целом и на 20–23% по кредитованию населения (предыдущий прогноз — 14–18% и 15–19% соответственно).
Перед заседанием риторика ЦБ была достаточно жесткой. Выступая в Совете Федерации 3 октября, зампред Банка России Алексей Заботкин отметил, что для возвращения инфляции к целевым 4% регулятору нужно будет поддерживать жесткую денежно-кредитную политику не только в этом году, но и в следующем. В октябрьском бюллетене «О чем говорят тренды» аналитики Банка России писали, что для возврата инфляции к цели может потребоваться «дополнительная жесткость ДКП [денежно-кредитной политики]». Они, в частности, указали на проинфляционный эффект бюджетной политики в следующем году, а также отметили «значительный набранный к середине года
темп расширения кредита и внутреннего спроса», которые также дают импульс к ускоренному росту цен. К 23 октября годовая инфляция достигла 6,59%.
Инфляционные ожидания населения, один из ключевых факторов, на которые ориентируется ЦБ в принятии решения по ставке, в октябре снизились, но по-прежнему остаются высокими — медианная оценка инфляции на 12 месяцев вперед, согласно опросам, составила 11,2%. Кроме того, поддерживает проинфляционное давление ситуация на рынке труда: в условиях дефицита трудовых ресурсов предприятия вынуждены конкурировать за рабочую силу через повышение зарплат (это приводит к росту спроса в экономике), а свои издержки переносят в цены. «Потребуется дополнительное время для того, чтобы решения Банка России по денежно-кредитной политике привели к повышению сбережений и охлаждению динамики
спроса, приблизив его к возможностям расширения выпуска, которые сейчас объективно
ограничены рекордно низким уровнем безработицы, отсутствием существенного объема
свободных трудовых ресурсов», — отмечали аналитики ЦБ.
Очередного повышения ставки ЦБ ожидали все экономисты, опрошенные Forbes. Большинство из них ожидали, что регулятор повысит ставку на 1 п. п. Как отмечал главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков, более агрессивный рост ключевой ставки создает высокий риск рецессии на фоне охлаждения кредитования, а более сдержанный — риски ослабления курса рубля, и будет непропорционален текущим темпам инфляции.
Следующее заседание ЦБ по ключевой ставке, последнее в этом году, состоится 15 декабря.