Аналитики ЦБ допустили необходимость в дополнительной жесткости ДКП для инфляции в 4%
Возврат инфляции к цели 4% в условиях стимулирующей бюджетной политики в следующем году может потребовать дополнительной жесткости денежно-кредитной политики, предупредили аналитики ЦБ. По их мнению, инфляция может превысить сентябрьский прогноз ЦБ в 6-7%, если месячный рост цен останется вблизи текущей траектории
Возврат инфляции к целевому значению 4% в условиях стимулирующей бюджетной политики в 2024 году может потребовать дополнительной жесткости денежно-кредитной политики, указывают аналитики департамента исследований и прогнозирования Банка России в бюллетене «О чем говорят тренды». В бюллетене указывается, что выводы и рекомендации в нем «могут не совпадать с официальной позицией Банка России».
Параметры проекта федерального бюджета на 2024 и плановый период 2025-2026 годов предусматривают сохранение бюджетного импульса в следующем году практически на уровне 2023-го, указывают авторы бюллетеня. Это происходит, в том числе, за счет повышения цены отсечения и базового уровня нефтегазовых доходов в бюджетном правиле, единовременных ненефтегазовых доходов и активной программы заимствований, отмечают они. В таких условиях для того, чтобы инфляция вернулась к цели, требуется соразмерно меньшая величина кредитного импульса, чем при проведении нейтральной бюджетной политики, полагают аналитики ЦБ.
«Это повышает необходимость сохранения жесткой денежно-кредитной политики в течение 2024 года в целях поддержания ценовой стабильности, предотвращения дальнейшего нарастания инфляции и устойчивого и сбалансированного развития российской экономики», — констатировали авторы бюллетеня.
Они также отметили, что инфляция может превысить сентябрьский прогноз ЦБ в 6-7%, если месячный рост цен сохранится вблизи текущей траектории. «В последние недели рост цен идет по высокой траектории 2021 года. Если месячный рост цен до конца года будет идти близко к ней, инфляция может превысить текущий прогноз Банка России», — указывается в бюллетене.
С учетом сезонной очистки рост потребительских цен в сентябре (месяц к месяцу) ускорился до 14,6% против 9,4% в августе, в годовом исчислении инфляция в сентябре выросла до 6% с 5,2% месяцем ранее, а на 9 октября повысилась до 6,3%, отмечают аналитики ЦБ. «Для перехода к устойчивому замедлению роста цен в результате проведения жесткой денежно-кредитной политики требуется время», — отмечают аналитики.
В 2022–2023 годах бюджетные вливания в экономику составили рекордные 10% ВВП. Минфин оценил бюджетный импульс в 2023 году в 5% ВВП, или около 8,3 трлн рублей, — выше, чем в пандемийный 2020 год, когда бюджетный импульс достигал 4,6% ВВП. На поддержку экономики шли преимущественно средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) — накопленные за предыдущие годы нефтегазовые сверхдоходы.
С одной стороны, значительные вливания государства в экономику позволили существенно смягчить падение ВВП. Без столь активной накачки экономики деньгами падение ВВП в 2022 году составило бы 3% вместо 2,1%, оценивал замдиректора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов. Но с другой — это стало мощным проинфляционным фактором и одной из причин перегрева экономики.
В сентябре Банк России повысил ключевую ставку до 13%, прогноз по инфляции в 2023 году был повышен с 5–6,5% до 6–7%. О необходимости придерживаться жесткой денежно-кредитной политики в 2024 году ранее заявил зампред ЦБ Алексей Заботкин. По его словам, может потребоваться дополнительное повышение ключевой ставки.