Власти могут получить право затребовать обезличенные данные о зарплатах бюджетников
Минтруда решил оценить, как различаются доходы бюджетников в разных организациях и в пределах одного региона на одинаковых должностях. Для этого министерство разработало законопроект, который позволит федеральным органам исполнительной власти получать доступ к данным персонифицированного учета работников бюджетной сферы (при условии их обезличивания перед передачей)
Минтруда запланировало оценить дифференциацию оплаты труда бюджетников и провести «сквозной» мониторинг выплат сотрудникам учреждений, работающих в области науки и высшего образования, выяснил РБК. Для этого министерству нужно получить доступ к сведениям, содержащим персональные данные, и оно подготовило законопроект (есть у РБК, подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием) с поправками в закон о персонифицированном учете, которые позволят федеральным органам исполнительной власти получать первичные сведения в обезличенном виде.
В Минтруда сообщили, что проект закона носит технический характер и разработан для упрощения системы межведомственного взаимодействия. Сейчас первичные сведения о выплатах, входящих в зарплаты сотрудников, в Социальный фонд (СФР) ежемесячно предоставляют государственные и муниципальные учреждения, указано в пояснительной записке к законопроекту. В предоставляемые сведения входят информация о величине тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного и cтимулирующего характера, премий и других выплат по каждому работнику.
Данные передаются в СФР только по работникам из определенных приказом Минтруда сфер (образование, спорт, наука, медицина, социальные услуги, культура, искусства, телевещание, кино). СФР формирует на базе этих сведений агрегированные статистические показатели и передает их заинтересованным федеральным органам власти. Доступ к первоначальному массиву индивидуальных данных остается закрытым для всех ведомств, кроме СФР, в связи с законодательными ограничениями, отмечает Минтруда в пояснительной записке.
Законопроект направлен на снятие этого запрета. Минтруда в материалах к проекту объясняет необходимость доступа к обезличенным данным о зарплатах бюджетников тем, что они позволят установить «количественную и качественную характеристику заработной платы, а также их получателей». В материалах отмечается, что таким образом власти намерены решить ряд задач, в том числе провести полный анализ и оценку структуры зарплаты бюджетников и влияющих на нее показателей и «сквозной» мониторинг выплат сотрудникам вузов и научных организаций, получить сведения о реальном уровне зарплаты каждого работника; проанализировать структуру зарплаты и оценить разницу в оплате труда в одной организации и сотрудников на одинаковых должностях в различных организациях в пределах одного региона.
Соотношение средних зарплат целых категорий работников и средней зарплаты в регионе — критерий выполнения майских указов президента 2012 года. По оценке исследователей Финансового университета при правительстве Александра Сафонова и Юлии Долженковой, работники бюджетной сферы составляют около 20% занятого населения России. До 60% их дохода приходится на стимулирующие выплаты разного характера, «распределяемые зачастую по формальному принципу и не связанные с конкретными результатами». Это делает оплату труда в бюджетной сфере «непрозрачной, зависящей от воли руководства организаций», считают они.
Профессор департамента публичного права НИУ ВШЭ Марина Буянова привела в пример сферу высшего образования, где существует множество доплат и они разные не только в разных вузах, но и у разных сотрудников. Эксперт отметила, что в результате в одной организации могут работать два профессора с зарплатой 80 000 рублей и 800 000 рублей. Буянова считает несправедливым положение, когда у руководящих работников в сфере науки нет потолка по оплате труда. По ее мнению, мониторинг Минтруда может сделать систему оплаты труда в бюджетной сфере более прозрачной.
Сама по себе дифференциация оплаты труда бюджетников — явление скорее позитивное, но то, как реализовывалось повышение зарплат в бюджетном секторе в последние годы, привело к серьезным региональным диспропорциям на рынке труда, полагает директор ИНП РАН Александр Широв. Например, в здравоохранении и образовании качественная рабочая сила перетекла из регионов с менее высоким средним уровнем зарплаты в регионы с более высоким уровнем.