ЦБ увеличит продажу валюты почти в 10 раз: что будет с курсом рубля
Что случилось
Банк России увеличит продажи иностранной валюты в рамках ранее анонсированных операций зеркалирования сделок, связанных с инвестированием средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Так, регулятор объявлял, что с 1 августа 2023 по 31 января 2024-го будет продавать китайские юани на 2,3 млрд рублей ежедневно. Теперь этот объем временно вырастет почти в 10 раз — с 14 по 22 сентября ЦБ продаст на валютном рынке иностранную валюту на 150 млрд рублей, или по 21,4 млрд рублей в день.
Это решение регулятор объяснил погашением валютного выпуска российских гособлигаций, которое состоится 16 сентября. Объем эмиссии выпуска, о котором идет речь, — $3 млрд. Минфин будет проводить выплаты в рублях, которые часть держателей еврооблигаций захотят перевести в валюту, что могло бы создать на нее дополнительный спрос и усилить волатильность рубля. При этом Банк России отмечает, что в ближайшие два года крупных погашений по госбумагам в иностранной валюте не планируется — следующее погашение валютного выпуска на €1,75 млрд запланировано на декабрь 2025 года.
Банк России решил увеличить продажи валюты на фоне нового раунда ослабления рубля. Российская валюта в конце июля — начале августа ускорила падение, на пике 14 августа доллар стоил 101,75 рубля. На фоне экстренного повышения ставки с 8,5% до 12% и вербальных интервенций, свидетельствующих о решимости властей обеспечить большую продажу валюты экспортерами, курс рубля ненадолго стабилизировался в районе 94-95 рублей за доллар, однако в конце августа — начале сентября снова начал слабеть: с 30 августа по 5 сентября доллар подорожал с 95,5 рубля до 97,9 рубля, а утром 6 сентября, накануне объявления ЦБ, превысил 98 рублей впервые с 15 августа. На рубль продолжает давить повышенный спрос на валюту со стороны импортеров, а спрос на импорт, в свою очередь, поддерживается расширением кредитования, объяснял 5 сентября зампред Банка России Алексей Заботкин. На новости об увеличении продаж валюты рубль ненадолго укрепился до 97,4 рубля за доллар, но по ходу дня растерял позиции, закончив торги в среду на уровне 98,12 рубля.
ЦБ начал зеркалировать операции, связанные с инвестированием денег из Фонда национального благосостояния, с августа. Каждые полгода регулятор будет определять сумму продаж валюты в зависимости от инвестиций из Фонда. На ближайшие полгода эта сумма эквивалентна 300 млрд рублей. ЦБ может в рамках этих операций и покупать валюту — если объем возврата инвестиций из ФНБ будет выше суммы инвестиций за период. Бюджетное правило также предписывает ЦБ по поручению Минфина покупать валюту (китайские юани) на сумму нефтегазовых сверхдоходов и продавать, если эти доходы оказались ниже базовых значений. В августе условия для покупки юаней сложились — бюджет получил сверхдоходы от нефтегаза впервые с начала года (то есть с момента начала действия бюджетного правила в новой редакции). Однако ЦБ на фоне волатильности рубля отказался до конца года от покупок валюты на открытом рынке по бюджетному правилу. При этом оно продолжает действовать — Минфин закупает соответствующий объем валюты у ЦБ напрямую.
Как это отразится на курсе рубля
Решение Банка России об ускорении операций зеркалирования скорее локальное и тактическое, считает управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин. «Объективно, на рынке были большие страхи, что погашение еврооблигаций Минфином вызовет значительные колебания на и без того тонком российском валютном рынке из-за разового притока спроса на валюту. Это могло создать ненужную турбулентность», — говорит он.
«Вербальные интервенции властей, обещания интенсификации продажи экспортной выручки и повышение ключевой ставки ЦБ не оказали желаемого эффекта», — констатирует главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции» Антон Прокудин. «Российская валюта продолжает слабеть, несмотря на растущие цены на нефть. В таких условиях ЦБ пробует применить непосредственное регулирование курса рубля за счет продажи валюты», — оценивает он решение регулятора.
Эффект от увеличения зеркалирования не будет слишком позитивным для рубля — скорее, можно говорить о стабилизирующем эффекте, говорит Сусин. По оценке главного аналитика Совкомбанка Михаила Васильева, рубль останется в диапазоне 90-100 за доллар до конца этого года. Если же рубль продолжит падать, то Банк России может снова ускорить зеркалирование, предполагает ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. Сценарий с дальнейшим ослаблением рубля не исключен — за пределами массовых продаж юаней с 14 по 22 сентября рубль может снова начать слабеть, отмечает аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин.
Плавающий ли курс?
ЦБ многократно подчеркивал плавающий характер курса рубля и отсутствие его таргетирования. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина в начале июля отмечала, что Банк России готов вмешиваться в валютный курс своими интервенциями лишь в том случае, если увидит в слабом курсе риски для финансовой стабильности. Сейчас ЦБ таких рисков не видит — в последний раз регулятор указывал на это в середине августа.
Однако решение увеличить продажи валюты не совсем вписывается в концепцию «плавающего курса», считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. «ЦБ нечасто прибегает к подобным завуалированным интервенциям, что на фоне периодических заявлений о приверженности свободному курсу, может говорить о дефиците или недостаточной эффективности инструментов мягкого влияния на рубль», — рассуждает он. По мнению эксперта, с учетом ограниченного ресурса для валютных интервенций такой шаг может быть воспринят участниками рынка как жест отчаяния и привести в итоге к прямо противоположному результату, нежели рассчитывал сам регулятор.
Риска для режима плавающего курса последние события не несут, не согласен главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. «Дело в том, что Минфин и Банк России не транслировали операции с евробондами на открытый рынок в прошлом: когда Минфин привлекал средства за рубежом для внутренних расходов, он менял их не на рынке, а внутри баланса Банка России, а когда погашал, то для погашений валюта приобреталась из международных резервов, а не на рынке. В текущих условиях, когда погашения проходят в рублях, такой подход нейтрализации как раз предполагает продажу валюты в рынок в объеме погашений, которые приходятся на держателей евробондов-резидентов», — объясняет экономист.
С ним соглашается и Васильев из Совкомбанка. «Банк России, как и другие центробанки развитых и развивающихся стран, используют валютные интервенции (и другие меры), чтобы сгладить временные шоки на валютном рынке, которые могут привести к увеличению рисков для финансовой стабильности», — заключает он.