В ЦБ указали на влияние повышенного объема импорта на курс рубля
На курс рубля продолжает влиять повышенный объем импорта, заявил зампредседателя Банка России Алексей Заботкин в кулуарах форума «Цифровые финансы: новая экономическая реальность».
«На текущий момент на курс существенно влияет динамика импорта, спрос на который поддерживается расширением кредитования и внутреннего спроса», — сказал Заботкин (цитата по ТАСС).
Рубль слабел все минувшее лето и в середине августа обновил минимумы к доллару и евро с марта 2022 года. На фоне этого ЦБ отказался от закупки валюты в рамках бюджетного правила и внепланово поднял ключевую ставку до 12%. Кроме того, правительство начало обсуждать меры контроля за движением капитала. Это позволило затормозить ослабление рубля, но несущественно. Во вторник доллар на Мосбирже поднялся до максимума с середины августа — на 18:06 мск он дорожал на 90 копеек и стоил 97,7 рубля. Евро стоил 104,85 рубля (+16 копеек).
В ответ на вопрос, будет ли Центробанк реагировать мерами денежно-кредитной политики на достижение курсом рубля определенного значения к доллару (например, 100 рублей за доллар), Заботкин сказал, что ЦБ не имеет никаких количественных целей по обменному курсу, передает «Интерфакс». Заботкин отметил, что Банк России обращает внимание на то, как обменный курс влияет на прогноз по инфляции и ее траекторию возвращения к целевому уровню 4%. Он допустил, что ЦБ на заседании 15 сентября может снова повысить ключевую ставку. По его словам, в этом решении данные могут быть учтены в той мере, в которой курс влияет на будущую инфляцию.
Объемы зависших в Индии рупий за российский экспорт переоценены, сказал Заботкин. «Масштабы объемов, которые имеются на счетах российских экспортеров в Индии, имеют другой порядок, чем эти оценки, они незначительны по отношению к объему экспорта и постепенно снижаются», — сказал зампред ЦБ.
Ранее бывший глава банков «Открытие» и ВТБ24, экс-министр финансов России в 1997–1999 годах Михаил Задорнов в колонке для РБК написал, что зависшие в банках Индии рупии за российский экспорт стали «неочевидной причиной» ослабления курса рубля. Он указывал, что Россия поставила в Индию нефть и нефтепродукты в первом полугодии 2023 года на $30 млрд, а российский импорт из страны оценивается примерно в $6–7 млрд в год. «Нам нечего покупать в Индии, но мы не можем эти рупии вернуть, поскольку рупия — неконвертируемая валюта. $30 млрд за полгода — больше, чем все положительное сальдо текущего счета», — написал Задорнов.
Минэнерго, комментируя этот тезис Задорнова, заявило, что его слова о проблемах с конвертацией рупий не отражают реальное положение дел. Ведомство утверждает, что нефтяные компании возвращают большую часть валютной выручки независимо от валюты платежа и задержки «не носят системного характера».