С начала года российский рубль ослабел примерно на 30% по отношению к доллару и евро, что добавит к общей инфляции от 1,5 до 3 п. п. С таким прогнозом выступили авторы бюллетеня «Комментарии о государстве и бизнесе» Центра развития НИУ ВШЭ.
По их оценке, с 3 января российская валюта подешевела приблизительно на 27% относительно доллара и на 33% относительно евро. «Потенциальный проинфляционный эффект [девальвации] в количественном выражении является значительным и составляет +1,5-3,0 п. п. к общей инфляции», — говорится в бюллетене.
При этом влияние падающего рубля на рост цен оказалось отложенным из-за большого объема запасов, сформированных при более крепком курсе, и «пока не проявило себя в полной мере», отметили эксперты ВШЭ.
Они указали, что по итогам июня инфляция в России составила 3,25%. Ценовая динамика существенно ускорилась, основной вклад в рост цен вносят товарные категории, фактор удорожания платных услуг отошел на второй план, говорится в отчете. Согласно ему, среди продовольственных товаров за 12 месяцев сильнее всего подорожали продукция общепита (около 5%), яйца (на 4%) и рыбные продукты (около 4%). Среди непродовольственных товаров наибольший рост цен показали табачные изделия, которые подорожали на порядка 11%. Цены на платные услуги также выросли примерно на 11%.
В Центробанке РБК заявили, что при ослаблении курса национальной валюты на 10% годовая инфляция увеличивается на 0,5-0,6 п. п. Это соответствует нижней границе прогноза экономистов НИУ ВШЭ — 1,5 п. п. при ослаблении рубля на 30%. «Произошедшее изменение курса может проявляться в ценах на горизонте вплоть до года», — заявили в пресс-службе ЦБ.
Значительную долю в российском потреблении занимает импорт или товары, зависимые от мировых цен, поэтому инфляционный эффект ослабления рубля неизбежен, заявил изданию управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах. По его словам, эффект сильнее для товаров народного потребления, поэтому по ним рост цен заметнее. Оценку +0,5 п. п. на каждые 10% ослабления курса рубля эксперт назвал «похожей на реальность».