Экономисты МГУ предложили новые критерии бедности и среднего класса
Экономисты МГУ выявили три признака, которые позволяют провести границы бедности и среднего класса в России, полагаясь не только на доходы, но учитывая социальные, экономические и поведенческие факторы. Статья об этом опубликована в журнале «Вестник Московского университета». Ее подготовил завкафедрой макроэкономической политики и стратегического управления экономического факультета МГУ Андрей Клепач и его соавторы Сергей Николаенко и Раиса Лукьяненко. Внимание на статью обратил РБК.
Методы, используемые сегодня, не учитывают значительную группу людей, к которой в итоге не применяются ни меры по борьбе с бедностью, ни меры по стимулированию развития среднего класса, отметили авторы статьи. Они предложили новые критерии, основанные на данных за 2019–2021 годы ежегодного всероссийского опроса НИУ ВШЭ «Мониторинг финансового поведения» с охватом 1600 человек. Экономисты назвали три черты, характерные для представителей бедного населения:
- горизонт принятия финансовых решений менее трех месяцев;
- отсутствие долгосрочных финансовых целей;
- достаточность средств только для приобретения еды и одежды.
Согласно этим критериям, к категории бедного населения в России можно было отнести больше 60% домохозяйств. Они обладали либо всеми тремя (17,7% домохозяйств), либо двумя (45,7%) признаками бедности.
32,6% домохозяйств за период с 2019-го по 2021 годы имели только один признак бедности, что, согласно публикации, означает, что они тяготеют к среднему классу. Ни одного признака не было всего у 4,1% домохозяйств, которые могут быть отнесены к устойчивому среднему классу или даже классу богатых.
По мнению экономистов МГУ, санкционный кризис привел к значительному увеличению бедности и сокращению среднего класса в России. Они предложили ряд мер для компенсации роста цен и поддержания уровня жизни населения в 2024-м и 2025 годах. Среди них:
- повышенная индексация пенсий неработающих и работающих пенсионеров на темп роста средней зарплаты;
- индексация прожиточного минимума и всех пособий на величину, опережающую инфляцию на 1,5 процентного пункта;
- индексация минимального размера оплаты труда (МРОТ) темпом, превышающим индексацию прожиточного минимума на 3,5 процентного пункта;
- увеличение пособия по безработице, чтобы к 2026 году оно достигло верхней границы для всех безработных граждан, и его дальнейшая ежегодная индексация в соответствии с темпом роста МРОТ;
- повышение размера стипендии всем студентам до величины не ниже прожиточного минимума, а аспирантам, работающим в вузах, — не ниже МРОТ;
- уравнивание размера материнского капитала на первого и второго ребенка (на уровне средней стоимости 6 кв. м жилья);
- дополнительная индексация зарплат бюджетных работников из майских указов президента и индексация зарплат прочих категорий бюджетных работников на 10% в 2024 году, а с 2025 года — в соответствии с темпом роста средней зарплаты в экономике.
Реализация этих мер в 2024–2025 годах, по оценке авторов статьи, потребует 5,9 трлн рублей бюджетных средств. Однако в результате реальные располагаемые доходы россиян вырастут на 44% к 2030 году по сравнению с 2013 годом, а официальный уровень бедности снизится до 5,2%, заявили исследователи.