FT рассказала о роли россиян в интернационализации юаня
Россияне стали лидерами по расчетам в юанях на крупнейшем в мире оптовом рынке мелких промышленных товаров, находящемся в китайском городе Иу, сообщила FT. Пекин рассчитывает, что рост торговли в китайской валюте усилит ее роль в мировой финансовой системе
На фоне заблокированного доступа к долларовому финансированию из-за западных санкций все больше предпринимателей из России прибегают к расчетам в юанях в сделках с Китаем, пишет Financial Times.
По данным издания, россияне лидируют в расчетах в китайской валюте на крупнейшем в мире оптовом рынке мелких промышленных товаров в городе Иу, который лежит в основе 15-летних усилий Пекина по интернационализации юаня. «Иу возглавляет усилия Китая по превращению юаня в международную валюту», — рассказал изданию главный экономист гонконгского банка Hang Seng Дэн Ван.
Согласно официальной статистике, с 2019 года объем торговых расчетов в юанях в Иу вырос в пять раз и достиг 56,5 млрд юаней ($8 млрд) в год. В среднем по стране этот показатель вырос на 80%. По словам советника правительства Китая по внешней политике, экспортно ориентированные торговые расчеты страны в юанях составляют менее 7% от общего объема экспорта по сравнению с почти 12% в Иу.
Китайские бизнесмены в Иу воодушевлены растущим числом российских торговцев, желающих оплачивать свои счета в юанях. «Мы стали бенефициарами этого тренда», — заявил FT экспортер носков Джон Чжу. Он считает, что разрыв с Западом не оставляет России другого выбора, кроме как полагаться на юань, чтобы поддерживать свою экономику на плаву. Клиенты из Москвы осуществляют платежи в юанях через китайское приложение WeChat, уточнил он.
Рост торговли с Россией грозит проблемами с соблюдением санкционных требований Вашингтона, сообщил изданию китайский чиновник. «Если правительство США уличит нас в сделках на 200 000 юаней, нарушающих санкционные требования, нам может грозить штраф 2 млрд юаней», — сказал он.
Аналитики предупреждают, что ограниченные офшорные резервы и строгий контроль за движением капитала в Китае ограничивают использование юаня. «Институциональная поддержка того, чтобы юань стал международным [платежным средством], недостаточно сильна», — отметил профессор финансов Бэйханского университета в Пекине Тан Сяофэнь. Чтобы стимулировать глобальное использование юаня, Китаю необходимо отказаться от контроля над его обменным курсом, к чему не готов Пекин. Кроме того, напомнил изданию советник Народного банка Китая, многие центробанки развивающихся стран, накопившие резервы в юанях на случай чрезвычайных ситуаций, не хотят в полной мере использовать юань в торговле. Отсутствие расчетов в юанях за границей заставляет многих торговцев в Иу прибегать к услугам подпольных обменных пунктов и сторонних брокеров. А такие схемы небезопасны: по данным местных кредиторов и государственных СМИ, за последние годы власти заморозили десятки тысяч банковских счетов, принадлежащих торговцам из Иу, из-за риска отмывания денег.