Минэкономразвития предсказало рост налогов из САР в «геометрической прогрессии»
Минэкономразвития рассчитывает на рост налоговых поступлений из специальных административных районов во Владивостоке и Калининграде в «геометрической прогрессии». Основной приток составят налоги на дивиденды международных холдингов, которые сменили корпоративную прописку из-за санкций, рассказал «Ведомостям» первый замглавы министерства Илья Торосов
Переезд компаний в «русские офшоры» — специальные административные районы (САР) на острове Октябрьский в Калининграде и острове Русский во Владивостоке — приведет к росту налоговых поступлений от них «в геометрической прогрессии». Налоги на дивиденды международных холдингов, которые сменили корпоративную прописку из-за санкций, станут основным источником доходов бюджета, сообщают «Ведомости» со ссылкой на беседу с первым заместителем министра экономического развития Ильей Торосовым на ПМЭФе.
«Мы уже фиксируем, что пошли доходы в регионы и в федеральный бюджет», — сказал Торосов. По данным Минэкономразвития, в 2022 году от двух САРов в Калининграде и Владивостоке в консолидированный бюджет поступило чуть меньше 5 млрд рублей, в том числе Калининград обеспечил более 4 млрд рублей, а Владивосток — 300 млн. Собеседник газеты добавил, что Минэкономразвития не видит рисков создания серой зоны в САРах, наоборот, этот механизм создает потенциал для увеличения доходов регионального и федерального бюджетов.
Первый замминистра пояснил, что доходы от компаний в САРах вырастут после того, как переезд из одной юрисдикцию в другую будет документально оформлен и начнется распределение дивидендов. Торосов напомнил, что за резидентами САР со статусом международных холдинговых компаний закреплены обязательства по инвестициям в 300 млн рублей и минимальному штату сотрудников для получения налоговых льгот. По его словам, исполнение этих обязательств будет еще одним источником доходов.
Механизм САРов преследует две концептуальных цели: конкуренция с другими офшорными иностранными юрисдикциями и создание института с уникальным для России корпоративным и налоговым правом с рядом преференций. Замминистра добавил, что редомициляция в форме переезда в САР — это сложный и дорогой корпоративный процесс: он предполагает создание фактически всей оболочки компании с нуля в другой юрисдикции и закрытие ее в старой. В САРы в большинстве случаев переезжают управляющие компании (УК), основной доход которых зависит от управления деньгами и распределения дивидендов, пояснил Торосов.
По словам замглавы Минэкономразвития, УК на уровне холдинга перераспределяет капитал в зависимости от того, какому бизнесу нужнее инвестиции. Компании только начинают принимать решения о выплате дивидендов — «дальше налоги будут увеличиваться в геометрической прогрессии», сказал Илья Торосов. Он отказался конкретизировать прогнозные значения.
В САРах сейчас зарегистрировано 211 компаний, отметил собеседник «Ведомостей». Он сообщил, что за 2022 год в «русские офшоры» переехали 83 компании, это в 3 раза больше, чем в 2021 году. За первую половину 2023 года к ним добавились еще 74 компании, сказал Торосов. Президент России Владимир Путин в ходе ПМЭФ-2023 поручил правительству упростить процедуру перевода бизнеса в российскую юрисдикцию в САРы для случаев, когда «переезд» блокируется зарубежными юрисдикциями.
Торосов рассказал, что план работы по поручению президента можно разделить на три части:
- во-первых, это упрощение механизма переезда в САРы. Предлагается расширить с двух до пяти лет срок, когда компания может иметь двойную регистрацию в стране бывшей прописки и в САРе (поправки могут быть приняты в весеннюю сессию Госдумы); продлить действие меры, когда российский акционер может получить права в российской компании, управляемой КИК; создать механизм, когда переехать в САР можно будет по решению не только акционеров, но и совета директоров — по специальному разрешению правительства; утвердить инкорпорацию (механизм, разрешающий с нуля создавать международные компании на территории САРа, законопроект о нем принят в первом чтении в мае: он установит обязательство по передаче активов иностранных холдингов во вновь организуемые компании);
- во-вторых, это корпоративные процедуры. Минэкономразвития хочет предоставить возможность принимать в России корпоративные решения по активам, которые заблокированы в иностранной юрисдикции, минуя КИК или зарубежный офшор (законопроект подготовят к осенней сессии Госдумы);
- в-третьих, это раздельные выплаты дивидендов. Министерство планирует предоставить возможность платить дивиденды не в офшорную юрисдикцию, а туда, куда укажет акционер (законопроекты находятся на стадии обсуждения).