Эксперты оценили уровень стресса в российской финансовой системе
Рейтинговое агентство АКРА возобновило публикацию индекса финансового стресса (FSI) — ежедневно обновляемого индикатора, который позволяет оценить риски для российской финансовой системы. Агентство вело расчет индекса с 2016 года, но в марте 2022-го приостановило его «в связи с недоступностью рыночных данных, которые составляют важную часть информационной базы индекса», — на тот момент торги на российском фондовом рынке были остановлены. Согласно методологии АКРА, пороговое значение индекса — 2,5 пункта. Если индекс превышает это значение, это может свидетельствовать о том, что финансовая система вошла в состояние кризиса. Чем выше значение индекса, тем выше финансовый стресс и риски, связанные с финансовым сектором.
Сейчас агентство обновило методологию расчета индекса — его ретроспективные значения даны уже с учетом этого факта. Из них следует, что с октября прошлого года FSI не поднимался выше пороговых 2,5 пункта. Пиковые значения индекса, свыше 9,5 пункта, держались большую часть марта прошлого года. Максимального значения финансовый стресс за весь период, который охватывает индекс с 2006 года, достиг 12 марта — 10 пунктов. Затем индекс пошел на спад — впервые с начала «спецоперации»* его значения опустились ниже пороговых: 2,5 пункта в конце мая прошлого года. Новый виток роста индекса стресса наблюдался начиная с 22 сентября, после начала частичной мобилизации в России.
За последние месяцы показатели индекса заметно выросли — с 0,18 на 16 марта до 1,22 к 25 апреля. Основной прирост значений индекса пришелся на начало апреля. АКРА объясняет это ростом компонентов индекса, связанных с еженедельной инфляцией, а также с волатильностью валютного курса и нефтяных цен. «Тем не менее уровни FSI сейчас существенно ниже условной границы повышенного стресса (2,5 пункта)», — подчеркивает агентство.
Как оценивают стресс
В новой методологии АКРА оценивает финансовый стресс по 11 факторам, отражающим состояние фондового рынка и макроэкономические показатели. В индексе учитываются инфляция, волатильность курса рубля к доллару, евро и юаню, колебания нефтяных цен (усредненные значения по Brent и Urals), волатильность фондового рынка в целом. Кроме того, агентство особое внимание обращает на акции компаний финсектора — колебания их стоимости, скорость одновременного падения бумаг финсектора и госдолга, а также расхождение в ценах акций финансовых институтов и облигаций качественных заемщиков. Наконец, при оценке финансового стресса АКРА обращает внимание на спреды ставок денежного рынка и бескупонных краткосрочных ОФЗ и разницу между доходностью корпоративных облигаций и госбумаг (их рост может говорить о бегстве участников рынка от риска).
Аналитики АКРА указывают, что ситуацию, когда значение индекса выше 2,5 пункта, можно интерпретировать как «состояния финансового кризиса». Последние четыре таких кризиса агентство датирует с сентября 2008 по апрель 2009-го (вслед за ипотечным кризисом в США), с декабря 2014 по апрель 2015-го (на фоне резкой девальвации рубля), с марта по апрель 2020-го (на фоне коронавируса) и с февраля по октябрь 2022-го (после начала «спецоперации» на Украине). Агентство отмечает, что во всех четырех случаях за ростом финансового стресса и его индекса следовало падение реального квартального ВВП, причем повышенный финансовый стресс без последующего экономического спада за последние 17 лет не фиксировался.
Насколько релевантна оценка
Индекс финансового стресса достаточно репрезентативен и дает релевантную оценку положению дел в финансовом секторе, считает управляющий директор Газпромбанк Private Banking Егор Сусин. В прошлые кризисы этот индекс достаточно точно оценивал уровень стресса в финансовой системе, указывает он.
Индекс FSI по своему строению и идейно принадлежит к семейству индикаторов, которые широко используются в мировой практике для оценки состояния финансовой системы и экономики, рассказывает экономист Bloomberg Economics по России Александр Исаков. Такие индикаторы не всегда имеют сильные предсказательные свойства, то есть часто отражают процессы, которые уже видны в сырых данных, отмечает он. Например, ослабление курса на 10-15% любому наблюдателю говорит о сильном стрессе без дополнительных преобразований. В то же время сильная сторона таких индикаторов состоит в том, что за счет агрегирования сигналов большого числа показателей стресса настоящие «сигналы» видно четче, а статистический шум становится тише. Сейчас можно с большой уверенностью говорить, что значения индекса согласуются с широким спектром индикаторов в том, что острая фаза кризиса позади, заключает экономист.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.