Экономисты предложили рублевую альтернативу бюджетному правилу
ФНБ будет увеличиваться больше, если средства по бюджетному правилу размещать не в иностранной валюте, а в рублях на депозитах ЦБ и получать с них проценты. Такую альтернативную концепцию бюджетного правила предложили экономисты Центробанка, ВШЭ и МГИМО на Ясинской (Апрельской) международной научной конференции, сообщает РБК
Накопление избыточных нефтегазовых доходов в рублях позволило бы нарастить средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) больше, чем их размещение в иностранной валюте — за счет начисления процентов на депозитах ЦБ. Такую альтернативную концепцию бюджетного правила представил на сессии «Проблемы бюджетной политики» в рамках Ясинской (Апрельской) международной научной конференции в Высшей школе экономики (ВШЭ) экономист Вадим Грищенко из департамента исследований и прогнозирования Центробанка. Его соавторы — Григорий Жирнов из ВШЭ и Василий Ткачев из МГИМО, пишет РБК.
С 2023 года в России действует новая версия бюджетного правила, которая вводит величину базовых нефтегазовых доходов (8 трлн рублей ежегодно), а все, что свыше этого, должно идти в ФНБ через покупку китайских юаней. С начала года Минфин только продавал юани в связи с недостаточными нефтегазовыми доходами, переход к покупкам валюты ожидается во втором полугодии. По мнению авторов альтернативной конфигурации бюджетного правила, которую Грищенко представил в докладе на конференции, в рублевом виде оно сможет стабилизировать макроэкономические параметры и снижать риски для финансовой стабильности.
Формула для предельных расходов бюджета у авторов альтернативного подхода концептуально не отличается от действующей (сумма базовых нефтегазовых доходов, всех ненефтегазовых доходов, расходов на обслуживание госдолга и баланса бюджетных кредитов). От текущей конструкции новая отличается тем, что накапливаемые в ФНБ деньги предлагается размещать на депозитах Центробанка в рублях под процент, равный ключевой ставке. Этот процент будет начисляться до тех пор, пока ликвидная часть фонда не достигнет предельного объема — 10% ВВП, как предлагают авторы концепции. Сейчас ликвидная часть ФНБ (деньги, не вложенные в компании или проекты) — 4,5% ВВП.
«Чтобы сберечь средства, сохранить их платежеспособность, необязательно их размещать в иностранной валюте», — отметил в своем выступлении Грищенко. Минфин получает нефтегазовые доходы в рублях — это налоги и таможенные пошлины, собираемые с нефтегазового сектора. Грищенко и соавторы предлагают не переводить эти рублевые сборы в иностранную валюту.
По их подсчетам, размещение рублей ФНБ на депозиты в ЦБ позволило бы достичь к 2040 году размера ФНБ, примерно на 5 трлн рублей большего, чем при размещении в иностранных активах. По мнению авторов идеи, при отсутствии операций Минфина и ЦБ с иностранной валютой сглаживать колебания валютного курса во времени частично станет частный сектор: он покупает валюту при высоких ценах на нефть и крепком курсе рубля и продает ее при падении цен на нефть и ослаблении курса.
Главный экономист Банка России Михаил Андреев на той же сессии ВШЭ сопоставил эффективность семи версий бюджетных правил, в том числе правила с расходованием дополнительных сырьевых доходов правительством, правила со сбережением нефтегазовых доходов в иностранных активах или со сбережением внутри страны. По оценке Андреева, тот факт, что в бюджет передается фиксированная сумма в рублях (8 трлн рублей), означает сглаживание влияния нефтяных цен на доходы бюджета, но в результате действующее российское правило оказывается «самым неэффективным в группе самых эффективных».