Банк России не стал менять ключевую ставку четвертый раз подряд
Совет директоров Банка России на заседании 17 марта решил сохранить ставку неизменной на уровне 7,5%. Это уже четвертое подряд подобное решение регулятора. Ставка не меняется с сентября прошлого года — это самая длинная пауза за последние два года.
В релизе ЦБ указал, что темпы прироста цен остаются умеренными, инфляционные ожидания населения снизились, но по-прежнему еще достаточно высоки, потребительская и деловая активности восстанавливаются. Основные проинфляционные риски по-прежнему находятся на стороне бюджетных расходов, ситуации на рынке труда и ухудшения внешнеторговых условий. Если проинфляционные риски будут усиливаться, ЦБ на ближайших заседаниях рассмотрит целесообразность повышения ставки. Следующее заседание Банка России по ставке — 28 апреля.
Прогнозы ЦБ по инфляции остались прежними — в ближайшие месяцы она временно опустится ниже целевых 4% в годовом выражении за счет высокой базы прошлого года, а по итогам года составит 5-7%. К таргету темпы роста цен, по ожиданиям регулятора, вернутся в 2024 году.
Несмотря на восстановление экономической активности, для производства остается проблемой ситуация на рынке труда. «На фоне последствий частичной мобилизации и продолжающегося роста спроса предприятий на труд во многих отраслях усиливается нехватка рабочей силы. В этих условиях рост производительности труда может отставать от роста реальных заработных плат», — указывает Банк России.
Среди проинфляционных рисков, помимо ситуации на рынке труда, бюджетной политики, внешнеторговых ограничений и возвращения россиян к активному потреблению, ЦБ выделает еще один новый. По мнению регулятора, краткосрочный проинфляционный эффект может дать ухудшение перспектив роста мировой экономики из-за нестабильности на зарубежных финансовых рынках.
Решение регулятора не стало неожиданностью для рынка: накануне заседания аналитики и экономисты были единодушны в прогнозах и ожидали, что ЦБ сохранит ставку. Инфляция в последние недели замедлилась до околонулевой, в марте инфляционные ожидания населения снизились с 12,2 до 10,7%, дефицит бюджета в феврале снизился вдвое. Это дает основание говорить о том, что инфляционные риски с последнего заседания снизились, указывал экономист Bloomberg Economics Александр Исаков.
В то же время аналитики ЦБ в недавнем бюллетене «О чем говорят тренды» особое внимание уделили проинфляционным факторам: росту бюджетных расходов, ослаблению рубля, дефициту на рынке труда, на фоне которого растут реальные зарплаты.
Потребительская активность растет на фоне роста зарплат и улучшения потребительских настроений. При этом предложение товаров не так быстро подстраивается под растущий спрос, в том числе из-за внешних ограничений. Если зарплаты будут расти быстрее, чем производительность труда, а выпуск будет отставать от спроса, это будет толкать цены вверх. При одновременной реализации этих факторов «нельзя исключать устойчивого повышения инфляции, требующего активной реакции денежно-кредитной политики», указали аналитики Банка России.