Членство России в мировой антиотмывочной организации приостановлено: что это значит
В конце февраля Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) решила приостановить членство России в организации. ФАТФ разрабатывает международные стандарты борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма. Она регулярно проводит мониторинг стран на соответствие этим стандартам, а также ведет списки юрисдикций, у которых в этой сфере есть существенные проблемы. Причиной решения о приостановке членства ФАТФ называет действия России в отношении Украины, которые, по мнению ФАТФ, «противоречат ключевым принципам организации, направленным на обеспечение безопасности, надежности и целостности глобальной финансовой системы».
Помимо этого, в заявлении ФАТФ отмечена ее озабоченность данными о «торговле России со странами, в отношении которых действуют санкции ООН», а также об «исходящей из России злонамеренной киберактивности». Росфинмониторинг, российский уполномоченный орган в сфере противодействия отмыванию, комментируя решение ФАТФ, счел его «безосновательным» и «выходящим за рамки мандата данной организации». В то же время ведомство заверило, что «решение ФАТФ не влечет никаких обязательств и ограничений для финансовых институтов в России и за рубежом», а «российская «антиотмывочная» система продолжит функционирование в соответствии с действующим законодательством».
При этом ФАТФ сообщила именно о приостановке, а не о прекращении членства России в организации. В заявлении организации отмечено, что, несмотря на приостановку членства, Россия сохранит свои обязательства по применению стандартов ФАТФ, продолжит нести перед ФАТФ финансовые обязательства, а также будет продолжать участвовать в Евразийской группе по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) — региональной организации по типу ФАТФ.
Важно отметить, что приостановка членства не означает включения России в черный или серый список ФАТФ. В черный список включены страны, которые имеют стратегические дефекты в антиотмывочной сфере, то есть юрисдикции высокого риска. Сейчас это Иран, КНДР и Мьянма. Свободно проводить финансовые операции с этими странами практически невозможно. В серый список входят страны, которые взяли на себя обязательство устранить выявленные дефекты, в отношении которых ФАТФ проводит усиленный мониторинг. В их числе Гибралтар, Иордания, Кайманы, Нигерия, ОАЭ, Панама, Филиппины, Сирия, Турция, ЮАР и другие.
Приостановка участия в организации в подобных обстоятельствах не имеет прецедентов, поэтому наверняка говорить об эффекте от этого решения сложно. Тем не менее некоторые последствия можно предположить. Решение повлечет прежде всего процедурные ограничения: представители России не смогут полноценно участвовать в работе органов управления ФАТФ, разработке и принятии ими решений.
Другой существенный минус — это имиджевый ущерб. Членство государства в ФАТФ (аналогично членству в ОЭСР — Организации экономического сотрудничества и развития) всегда рассматривалось как некоторая гарантия чистоты такой юрисдикции и, соответственно, относительной безопасности проводимых с ней операций.
Поэтому утрата Россией полноценного членства в ФАТФ (наряду с недавним включением страны в список «несотрудничающих» налоговых юрисдикций Евросоюза) может послужить сигналом для еще большего ужесточения комплаенс-процедур в отношении клиентов и операций, так или иначе связанных с Россией. Также можно ожидать усиления тенденции по закрытию иностранных счетов и отказу в обслуживании клиентов: российских граждан или резидентов.
Дальнейшее сохранение такого вектора со стороны ФАТФ может повлечь введение мониторинга уже в отношении самой России. Если же Россия окажется включена в какой-либо список ФАТФ, могут возникнуть дополнительные (вдобавок ко всем уже существующим) препятствия для платежей и переводов между российскими и зарубежными компаниями и гражданами. Такие платежи потребуют углубленных процедур due diligence, вырастет риск отказа в проведении операций.
В заявлении ФАТФ есть предостережение для всех юрисдикций по поводу обхода мер, принятых против России. Согласно ему, страны «должны быть бдительными в связи с возможными рисками обхода мер, принимаемых для защиты международной финансовой системы». Содержание таких мер, кроме, собственно, приостановки членства России в ФАТФ, в заявлении не раскрывается.
Здесь можно говорить о гипотетических последствиях для стран, продолжающих активное сотрудничество с Россией. Среди них — Китай, Индия, страны Африки, Южной Америки, СНГ и ЕАЭС. Эти страны могут столкнуться с давлением со стороны ФАТФ или ее отдельных членов, которое может заставить их пересмотреть или переформатировать свои подходы к финансовому взаимодействию с Россией. Это может осложнить международные расчеты между российскими компаниями с контрагентами из указанных стран, а также отношения с обслуживающими их финансовыми институтами.
Кроме того, с весны 2022 года российский бизнес стал выстраивать работу с иностранными партнерами через компании-посредники, зарегистрированные, например, в Армении, Грузии, Казахстане, Киргизии, Турции или ОАЭ. В свете последнего решения ФАТФ, такие страны также могут стать объектом повышенного внимания.
Решение ФАТФ напрямую не связано с действием антироссийских санкций со стороны США и ЕС. В своих публикациях ФАТФ обычно ссылается лишь на санкции, официально введенные резолюциями Совета Безопасности ООН (как в случае с КНДР). Однако, по совпадению, большинство государств-членов ФАТФ ввели санкции в отношении России. Это может означать попытку подключить ФАТФ как авторитетную международную структуру к санкционному воздействию. При подобном сценарии, ФАТФ может начать анализировать способы обхода антироссийских санкций (и соответствующие денежные потоки), а вовлеченные стороны подвергать тем или иным рестрикциям, что также выходило бы за рамки ее задач и функций.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора