«Коммерсантъ» узнал о планах властей привязать расчет нефтяных налогов к цене Brent
Российские власти рассматривают возможность полностью отказаться от использования котировки Urals для расчета нефтяных налогов и привязать его к цене Brent, узнал «Коммерсантъ». Это может побудить нефтекомпании торговать сырьем по цене, выгодной бюджету, сокращая дисконт российской нефти. В противном случае выпадающие доходы бюджета могут достигнуть 250 млрд рублей в месяц, говорят эксперты
Российские власти рассматривают возможность полностью отказаться от использования котировок российской нефти Urals в расчетах нефтяных налогов, заменив их котировками эталонной марки Brent. Об этом со ссылкой на осведомленные источники пишет «Коммерсантъ».
В конце января Владимир Путин поручил правительству к марту представить предложения по уточнению методики определения цены на нефть и нефтепродукты, применяемой для налогообложения, чтобы минимизировать негативное влияние на доходы бюджета в условиях санкций. «Ведомости» со ссылкой на источники писали, что обсуждаются два варианты — привязать расчет стоимости нефти к эталонным сортам Brent или Dubai Crude.
По данным «Коммерсанта», сейчас основной рассматриваемый вариант — рассчитывать налоги на базе котировок Brent с учетом дисконта и стоимости фрахта, причем размер последних будет носить «директивный характер». По словам источников газеты, в таком случае кабмин, вероятно, будет ежемесячно публиковать либо абсолютные, либо предельные значения этих показателей, а компании обяжут использовать их для расчета НДПИ и НДД. Размер дисконта ограничат $10 за баррель, а стоимость фрахта — $5–10 за баррель, прогнозируют собеседники издания. При текущей цене Brent такая котировка для расчета налогов составила бы $62-67 за баррель.
Как указали источники «Коммерсанта», такой подход необходим, чтобы стимулировать нефтекомпании сокращать дисконт российской нефти и торговать сырьем по цене, выгодной для бюджета. В противном случае им придется платить больше налогов. Собеседники газеты, близкие к нефтекомпаниям, отметили, что воспринимают уход от использования Urals как «очередную меру для повышения налоговой нагрузки на отрасль, поскольку бюджету нужны деньги».
В Минфине изданию подтвердили, что совместно с другими профильными ведомствами «начали работу по анализу различных вариантов изменения текущего порядка определения котировок российской нефти, используемой для расчета налогов». В министерстве пообещали представить «сбалансированное решение, учитывающее интересы государства и бизнеса», уже в первом квартале. «Ключевая цель для нас — обеспечить экономически обоснованный уровень бюджетных поступлений от нефтяной отрасли», — заявили в Минфине.
Министерство пока не публиковало данные по нефтегазовым поступлениям в бюджет за январь, однако в декабре, по его информации, НДПИ на нефть упал на 10% по сравнению с ноябрем до 474,8 млрд рублей. Из-за снижения нефтегазовых доходов ниже базового уровня Минфин в январе впервые с 2020 года вернулся к продаже валюты в размере 54,5 млрд рублей в месяц. Если реальные котировки Urals окажутся вдвое ниже заложенных в бюджете на 2023 год $70 за баррель, выпадающие доходы, по предварительным расчетам, могут достигнуть 250 млрд рублей в месяц, предупредила директор департамента налогового и юридического консультирования Kept Дарья Шорина.
Сейчас средняя цена Urals ниже введенного странами Запада потолка в $60 за баррель. По данным Минфина, в январе средняя стоимость российской нефти составляла $49,48 за баррель. Brent утром 3 февраля торговалась примерно по $82.