Минфин предложил разрешить финансировать «антикризисные инвестиции» из ФНБ вне зависимости от объема его ликвидных средств. На них и самоокупаемые инфраструктурные проекты могут направить 4,25 трлн рублей вместо установленного сейчас лимита 2,5 трлн
Минфин разработал поправки в Бюджетный кодекс, которые позволяют расширить возможности осуществления приоритетных трат из Фонда национального благосостояния (ФНБ) вне зависимости от объема ликвидной части фонда.
Действующий Бюджетный кодекс разрешает вкладывать средства ФНБ без привязки к порогам лишь в ОФЗ и акции компаний. В другие активы — например, инфраструктурные проекты и паи инвестфондов — только при достижении ликвидной частью ФНБ 7% или 10% ВВП в зависимости от активов. Минфин предлагает отказаться от порога 10% ВВП и оставить одну планку 7% ВВП. Но список инвестиций, возможных до достижения этой планки, существенно расширить.
В список таких приоритетных трат ведомство внесло финансирование самоокупаемых инфраструктурных проектов, включенных в правительственный перечень после 1 октября 2021 года, «антикризисные инвестиции» и депозиты в госкорпорации ВЭБ.РФ, решения о вложении в которые правительство приняло после 1 октября 2022 года, паи инвестфондов под управлением РФПИ, а также инфраструктурные проекты, начатые в предыдущие годы.
Поправки предлагают увеличить до 4,25 трлн рублей сумму возможных вложений из ФНБ в самоокупаемые инфраструктурные проекты, определенные после 1 октября 2021 года, и «антикризисные инвестиции». Действующая редакция Бюджетного кодекса позволяет закладывать на финансирование новых инфраструктурных проектов не больше 2,5 трлн рублей. «Данные изменения позволят обеспечить надежную поддержку ключевых отраслей российской экономики в текущих сложных геополитических и макроэкономических условиях», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Порог для инвестирования средств ФНБ 10% ВВП был утвержден в конце 2021 года. Порог инвестирования относится к прогнозируемому на конец 2023 года объему ликвидной части ФНБ, увеличенному на дополнительные нефтегазовые доходы, которые бюджет может получить (939 млрд рублей). Из закона о бюджете следует, что этот суммарный показатель не достигнет 7% прогнозного ВВП, пишет РБК. Объем ликвидной части ФНБ по состоянию на 1 января 2023 года был эквивалентен 6,1 трлн рублей — 4,6% прогнозируемого ВВП, следует из данных Минфина.