Сервисы покупок в рассрочку заявили о росте оборота в несколько раз в 2022 году
Россияне в прошлом году стали гораздо чаще пользоваться сервисами рассрочки: их оборот вырос в несколько раз. Во многом это связано с низкой базой: сервисы «купи сейчас, плати потом» появились недавно и еще развиваются. Динамика развития этого рынка отличается от стагнирующего потребительского кредитования. В свою очередь, ЦБ считает, что сервисы рассрочки нужно регулировать
Россияне в 2022 году стали гораздо чаще пользоваться сервисами рассрочки, которые работают по принципу «купи сейчас, плати потом» (buy now, pay later — BNPL): их оборот вырос в несколько раз, написал «Коммерсантъ» со ссылкой на комментарии участников рынка. Подобные сервисы предлагают разделить стоимость покупки на равные доли и постепенно их выплачивать, при этом оформляется такая рассрочка проще, чем банковский кредит, иногда для этого не нужен даже паспорт.
Общий оборот подобных сервисов в 2022 году в России собеседники «Коммерсанта» оценивают в несколько десятков миллиардов рублей. Суммарный объем покупок с сервисом «Долями» (принадлежит «Тинькофф») с момента запуска в апреле 2021 года превысил 10 млрд рублей, заявила газете пресс-служба «Тинькофф». С января по декабрь 2022 года ежемесячный объем покупок, оплаченных с использованием сервиса, вырос более чем в 10 раз, утверждает пресс-служба.
Помимо «Тинькофф», подобные сервисы есть также, например, у Сбербанка, Альфа-банка, «Яндекса», «Центра финансовых технологий» и Ozon. Динамика сервисов рассрочки отличается от ситуации на рынке стагнирующего потребительского кредитования, заявил источник «Коммерсанта» на финансовом рынке. Рост и снижение показателей в этой сфере в 2022 году связаны с тем, что на рынок выходили новые игроки, происходила отладка технологий, считает Сбербанк.
Банк России считает, что сервисы рассрочки нужно регулировать, потому что они не дают той защиты, которая есть у заемщиков банков и микрофинансовых организаций. Центробанк предложил законодательство о рассрочке приблизить к законам о потребительских кредитах: например, установить требования к информированию потребителей и к содержанию договора, ограничить размер неустойки за просрочку, дать возможность покупателю запретить уступку прав требования, а также возможность отказаться от рассрочки вместе с возвратом товара.
В декабре 2022 года сервис «Долями» от «Тинькофф» позволил оплачивать постепенно покупки не только в интернет-магазинах, но и в обычных розничных точках. Сервис ожидал, что это приведет к увеличению продаж с помощью «Долями» как минимум в два раза в 2023 году, говорил руководитель бизнес-линии и команды «Долями» Дмитрий Серегин.