Эксперты оценили влияние эмбарго и потолка цен на нефть на российский бюджет
Эксперты оценили влияние эмбарго ЕС на импорт российской нефти и потолка цен на нее для российского бюджета. В целом они не видят больших угроз для российского экспорта нефти, но предупреждают, что нефтяные доходы бюджета сократятся и правительство попытается покрыть дефицит за счет налогов и курса рубля
Эмбарго Евросоюза на импорт российской сырой нефти и потолок цен на нее в $60 за баррель, а также аналогичные меры в отношении российских нефтепродуктов, которые вступят в силу 5 февраля, грозят сокращением нефтегазовых доходов в бюджете, признал министр финансов Антон Силуанов. О том, что может ожидать бюджет при падении нефтяных доходов и как на это может ответить правительство, рассказали РБК эксперты.
Экономисты Альфа-банка подсчитали, исходя из официальных данных о бюджетном дефиците в 3,3 трлн рублей в 2022 году, что цена нефти, балансирующая бюджет, составила $101 за баррель (с очисткой нефтегазовых доходов от разовых выплат «Газпрома» — $115 за баррель). Это намного больше показателя $67 за баррель в 2021 году, что, по мнению Альфа-банка, указывает на «очень сильное повышение бюджетных рисков в 2023 году».
По прогнозу Sinara Research, добыча нефти в России в 2023 году сократится до 10,2 млн баррелей в сутки, в результате дисконт на российскую нефть Urals по итогам 2023 года составит $25 за баррель ($37 за баррель в январе). «Высокие дисконты на Urals постепенно привлекут больше владельцев танкеров, желающих работать с российской нефтью», — отметил старший аналитик «ИБ Синара» Кирилл Бахтин.
Аналитики «Ренессанс Капитала» не видят больших угроз для российского экспорта нефти — он сохранится вблизи уровня 2022 года, а цена восстановится до $60–70 на базисе CIF, так как показатели отгрузки морем поддерживаются переориентацией потоков в Индию, Китай и Турцию и наращиванием собственных транспортировочных мощностей. По мнению директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василия Тануркова, в первом квартале 2023 года произойдет некоторое снижение добычи, но начиная с первого-второго квартала она восстановится по мере перенаправления экспорта с европейского рынка и постепенного снижения дисконтов (до $20 во втором полугодии).
При этом риски в отношении нефтепродуктов эксперты оценивают выше. «Переориентация выпадающего экспорта нефтепродуктов может быть несколько менее эффективной», — отметили в «Ренессанс Капитале». С февраля дисконты на российские нефтепродукты, вероятно, расширятся, поэтому нефтегазовые доходы будут снижаться и могут оказаться ниже базовых, определенных на уровне 8 трлн рублей, прогнозирует директор по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрий Полевой. По мнению Тануркова, нефтегазовые доходы в 8 трлн рублей достигаются при цене $62–63 за баррель, поэтому с учетом средней цены Urals в декабре $50 «риск [для нефтегазовых доходов] достаточно осязаемый». по оценке «Ренессанс Капитала», в 2023 году нефтегазовые доходы бюджета окажутся на уровне 10 трлн рублей.
Аналитики Альфа-банка считают, что правительство будет пытаться компенсировать финансовые потери в результате снижения цены на нефть и объемов экспорта ослаблением курса рубля. По мнению Полевого, у правительства есть два рецепта: либо повышать налоги, то есть изымать ресурсы из частного сектора, предполагая, что государство эффективнее сможет ими распорядиться, либо сокращать расходы. В «Ренессанс Капитале» призывают не переоценивать риски для бюджета, подчеркивая, что в дефиците бюджета в 2% ВВП нет ничего критичного — это почти вдвое ниже показателей 2020 или 2015 года. Кроме того, Россия стартует с низкого уровня госдолга в 17% ВВП. «Если мы предположим скромный рост номинального ВВП на 5% в год и сохранение такого же дефицита в течение десяти лет, долг все еще останется около 25% ВВП», — отметили аналитики инвестбанка.