ЦБ оценил в 0,5% долю клиентов банков в «красной» зоне. В эту группу относят компании и предпринимателей, которые могут быть причастны к отмыванию и обналичиванию денег и которым банки могут отказывать в проведении операций. Ранее регулятор ожидал, что доля опасных с точки зрения обналичивания или отмывания клиентов будет больше
Доля наиболее рисковых банковских клиентов оказалась ниже прогноза ЦБ и составила 0,5%, следует из промежуточных результатов новой антиотмывочной платформы ЦБ «Знай своего клиента» (ЗСК). Об этом сообщил глава департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Илья Ясинский на конференции Ассоциации российских банков, передает РБК.
Платформа ЗСК заработала в России в июле. Через нее ЦБ получает от банков информацию о присвоенном клиентам — юрлицам или индивидуальным предпринимателям — уровне риска касательно проведения подозрительных операций, направленных на обналичивание или отмывание денег. Клиенты разделяются на три группы риска по принципу светофора: высокий («красные» клиенты), средний («желтые») и низкий («зеленые»).
По словам Ясинского, изначально ЦБ ожидал, что доля низкорисковых банковских клиентов составит 99%, «желтых» — 0,3%, а на «красных» придется около 0,7%. В соответствии с текущими данными число «зеленых» клиентов «немного понизилось» и составило 98,3%, сказал Ясинский.
При этом «желтая» зона расширилась — на нее приходится 1,2% компаний и бизнесменов, сказал Ясинский. «Это так называемые миксующие клиенты — те, кто занимается реальной хозяйственной деятельностью, но при этом не гнушается где-то подрабатывать, участвуя в схемных операциях», — пояснил он. По его словам, регулятор ожидал такой исход и даже поставил допустимый «порог расширения «желтой» зоны». Он не раскрыл значения этого порога, но подчеркнул, что это «дальний горизонт» и «сегодня даже близко не достижим».
В соответствии со схемой работы ЗСК, клиентам из «красной» группы банки смогут отказывать в проведении операций, расторгать договоры обслуживания или отказываться заключать их. Клиенты из «желтой» зоны также могут столкнуться с отказами банков в проведении операций, но крайние меры — полная остановка транзакций и отказ в выдаче средств — к ним не применяются.
Вероятно, в кризисные периоды бизнес стремится к различным формам налоговой оптимизации, что вызывает негативный отклик алгоритмов ЗСК, определяющих уровень риска клиента, пояснил рост «желтых» клиентов партнер юридической компании «Арбитраж.ру» Владимир Ефремов. По его словам, сокращение этой группы возможно только при прохождении компанией или предпринимателем процедуры реабилитации в специальной межведомственной комиссии.
Ефремов добавил, что ЗСК не оказала критического влияния на предпринимательский рынок, однако эта система «фактически стала параллельной линией контроля за бизнесом», так как банки и сами не снижали уровень мониторинга операций клиентов.