Ставка без сигнала: возьмет ли ЦБ паузу в смягчении политики
Развилки денежно-кредитной политики
В пятницу, 16 сентября, ЦБ снизил ключевую ставку на 0,5 п. п., до 7,5%. Осторожное снижение ставки ожидалось рынком: с одной стороны, регулятор не мог проигнорировать растущие инфляционные ожидания населения, с другой — инфляция продолжает замедляться, а ситуация с деловой активностью — лучше июльских ожиданий регулятора. Снижение стало шестым подряд с апреля, при этом в этом цикле 0,5 п. п. — самый осторожный шаг ЦБ.
Тем не менее в своем релизе Банк России отошел от традиционных формулировок, связанных с сигналом по поводу своих дальнейших действий. Если после предыдущего решения по ставке ЦБ указывал, что «будет оценивать целесообразность» снижения ставки во втором полугодии, теперь регулятор перечислил лишь свои ориентиры: динамику инфляции, перестройку экономики, риски новых внутренних и внешних ограничений. При этом ЦБ отметил, что оценивает текущие денежно-кредитные условия как нейтральные — то есть такие, которые не оказывают на инфляцию ни сдерживающего, ни стимулирующего воздействия.
На пресс-конференции глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что цикл снижения ставки, «скорее всего, близок к завершению», поскольку «появляется много признаков того, что инфляционное давление перестает снижаться». Пространство для снижения ставки сузилось, вероятность дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики ниже, подчеркнула глава ЦБ. Вариант с сохранением ставки без изменений рассматривался уже на этом заседании, а на следующем возможны все три варианта — сохранение, снижение или повышение ставки, рассказала Набиуллина. По ее словам, все будет зависеть от того, как проявят себя проинфляционные и дезинфляционные риски.
Эти риски на краткосрочном горизонте сбалансированы, считает ЦБ, притом что в среднесрочной перспективе проинфляционные риски преобладают. Проинфляционные риски связаны с высокими инфляционными ожиданиями, ростом потребкредитования, сложностями на стороне предложения из-за торговых и финансовых ограничений. Дезинфляционный эффект может дать невысокий потребительский спрос из-за экономической неопределенности, ожидание снижения цен и рост предложения на товарных рынках из-за экспортных ограничений.
ЦБ также улучшил свои ожидания по инфляции: теперь прогноз на конец 2022 года — 11-13% вместо июльских 12-15%. А сокращение российской экономики, которое ЦБ прогнозирует на уровне 4-6%, будет ближе к нижней границе.
Пространство есть
Банк России может снизить ставку до 7% в октябре или декабре, но на этом, скорее всего, остановится, считает главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. Среди причин, по которым ЦБ остановится на этой отметке, экономист выделяет три: стимулирующая бюджетная политика с ростом расходов 20% за последний квартал, деловая активность выше оценок ЦБ и снижение роли факторов, за счет которых укреплялся рубль — последнее может подстегнуть инфляцию в ближайшие два-три квартала.
Такие же ожидания — 7% на конец года — у директора по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрия Полевого. Банк России уже смотрит на будущие риски, отдельно отмечает неопределенность с дефицитом бюджета, который может потребовать даже более жесткой кредитной политики, и будет корректировать свои действия в зависимости от инфляционных ожиданий, динамики кредитования и особенно параметров бюджета на 2023-2025 годы, считает экономист.
Более решительных шагов от регулятора до конца года ждет старший стратег по долговому рынку SberCIB Investment Research Игорь Рапохин. По его мнению, ставка достигнет 6,5%, учитывая, что ситуация с инфляцией развивается лучше ожиданий. Текущий уровень ставок все еще негативно влияет на потребительский спрос с учетом высокой склонности россиян к сбережениям, пишет в обзоре старший экономист «Открытие Research» Максим Петроневич, который также ждет ставку на уровне 6,5% к концу года.
На ближайшем заседании ЦБ будет рассматривать снижение ставки на 0,25-0,5 п. п. В зависимости от инфляционной картины, говорит главный аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции» Виктор Тунёв. Дальнейшее снижение ставки в 2023 году до 6,5% возможно, если сыграют те дезинфляционные факторы, на которые указал ЦБ, — в том числе рост предложения товаров там, где действуют экспортные ограничения. Вариант повышения ставки, о котором на пресс-конференции упомянула Набиуллина, аналитик считает нереалистичным — «он оставлен для правительства, которое готовит проект бюджета».