Банки не успели внедрить биометрию для получения кредитов и открытия счетов
Российские банки не успели в установленный ЦБ срок внедрить биометрию для получения кредитов и открытия счетов. Они просят регулятора отложить на год начисление штрафов и смягчить правила
Российские банки не успевают до 1 сентября внедрить в мобильные приложения и на сайты возможность оформлять кредиты и открывать новые счета удаленно, с помощью идентификации через Единую биометрическую систему (ЕБС). Об этом пишет РБК со ссылкой на письмо Ассоциации банков «Россия» (АБР), направленное первому зампреду Центробанка Ольге Скоробогатовой. В ЦБ изданию подтвердили факт получения письма.
Запуск сервиса ранее уже откладывался с 1 января на 1 сентября 2022 года, однако банки просили перенести его на 1 января 2023 года, отмечает РБК. Теперь АБР просит Банк России отложить начисление штрафов за нарушение требования на год, до 1 сентября 2023 года.
«Большой круг банков, в том числе системно значимые кредитные организации, не сможет обеспечить внедрение удаленной идентификации с использованием ЕСИА (Госуслуги) и ЕБС посредством официального сайта банка в сети интернет, а также мобильного приложения банка в срок к 1 сентября 2022 года из-за определенных обстоятельств», — говорится в письме ассоциации. При подготовке обращения она опросила 28 кредитных организаций, включая семь системно значимых банков.
Если ЦБ поддержит отсрочку, за это время АБР намерена добиться отмены или смягчения этого требования на законодательном уровне, заявил вице-президент ассоциации Алексей Войлуков. Представитель ЦБ сообщил РБК, что в настоящий момент регулятор рассматривает предложение.
Помимо отсрочки, АБР призвала снять с банков, особенно с подсанкционных, требование по внедрению биометрии в приложения для iPhone, поскольку сделать это мешают ограничения Apple. Ассоциация также попросила разрешить не системно значимым банкам выбирать канал для оказания услуг через ЕБС. Как пояснил Войлуков, некоторые банки готовы внедрять биометрию только на сайте, поскольку внедрение ЕБС в приложение очень дорого и сложно окупаемо.
Наконец, ассоциация попросила изменить указание ЦБ (его проект был опубликован в июле), которое запретит банкам выдавать кредиты и открывать вклады через приложение, если в нем не будет регистрации новых клиентов через ЕБС. Правило не будет распространяться только на приложения, которые банки закроют в течение полугода после вступления указания в силу. АБР просит оставить возможность использования старого приложения действующими клиентами и не удалять его, а указание внедрить не раньше 1 сентября 2023 года.
Среди причин, по которым банки не могут внедрить биометрию в срок, в АБР назвали:
- Санкции. «Банки, которые попали под санкции, теперь не могут обновлять свои приложения на iOS. Для неподсанкционных банков процесс внедрения обновлений в приложения на iOS стал дольше», — отметил Войлуков.
- Нехватку ресурсов. В первом полугодии усилия банков были направлены на устранение санкционных рисков, доработки для внедрения биометрических сервисов пока не завершены, встроить идентификацию через ЕБС получится не ранее первого квартала 2023 года, говорится в письме.
- Технические сложности. Для внедрения функций ЕБС банки могут использовать приложение «Биометрия», у которого отсутствует один из необходимых ГОСТов, или встроить в собственное приложение модуль «КриптоSDK» от «Ростелекома», который не работает на устройствах Huawei, указали в ассоциации. В «Ростелекоме» эту информацию РБК опровергли.
- Низкий интерес россиян к ЕБС. Наряду с низкой наполняемостью системы биометрическими данными это «не позволяет в полной мере использовать данную систему для проведения удаленной идентификации и предоставления услуг банками и иными финансовыми организациями», подчеркнули в АБР.