Российские импортеры назвали главные проблемы бизнеса после начала «спецоперации»
Главными проблемами, с которыми столкнулись российские импортеры после начала «спецоперации»* на Украине, оказались рост закупочных цен, расходов на перевозки и потеря привычных поставщиков. В топ самых распространенных проблем также входят юридические сложности с закупками у иностранных поставщиков и арест товара за рубежом. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Экономическое поведение импортеров» Аналитического центра при правительстве, проведенного по заказу Минэкономразвития. Центр провел опрос более 1200 респондентов, работающих в сфере импорта, а также глубинные интервью с представителями компаний-импортеров, страховых, транспортных и логистических компаний. В целевую выборку импортеров больше всего попало данных о предпринимателях с поставками из Китая (48%), СНГ (31%) и Европы (14%). Кроме того, анализировался импорт из Азии, Турции, США и других стран.
В рейтинге актуальных проблем импортеров с отрывом лидируют рост закупочных цен (на это указали 64% респондентов) и расходов на перевозки (56%). Заметнее всего, судя по опросу, подорожала промышленная продукция (на это указали 63% участников исследования). В целом затраты на поставки, по свидетельствам 54% респондентов, выросли в два-три раза, причем они стали не только дороже, но и дольше — увеличение времени поставок отмечают более 70% респондентов. Кроме того, примерно половина импортеров говорит о росте сопутствующих затрат — на юридические и страховые услуги.
В топ самых актуальных проблем также вошла потеря привычных поставщиков — с этим столкнулись 45% импортеров. В то же время 41% компаний-импортеров, опрошенных Аналитическим центром, продолжает закупать продукцию из недружественных стран через прямые поставки. Чуть больше 40% импортеров говорят об изменении и разрыве логистических цепочек, около трети — о сложностях в финансовых расчетах с иностранными поставщиками. Наконец, 17% говорят о том, что закупки у иностранцев стали сложнее с юридической точки зрения, а 6% — что их имущество попало под арест или угрозу ареста за рубежом.
Готовность бизнеса к работе в условиях санкций сами импортеры в среднем оценивают на 3,3 балла из пяти, на столько же — перспективы спроса до конца 2022 года. В то же время выше 50% вероятность того, что придется сокращать людей, оценивают только 3%, а что придется закрыть бизнес — 6%. Причем ту или иную вероятность того, что бизнес закрыть все-таки придется, допускают 64% респондентов.
Почти 60% опрошенных представителей бизнеса за последние полгода сменили поставщиков. Отношения с экспортерами ухудшились у 27% предпринимателей. После введения санкций товары стали импортироваться чаще всего через Китай: через эту страну ввозится 49% промышленной продукции, 45% продукции АПК, 51% сырья.
Доля Китая в структуре российского товарного импорта стабильно росла последние 10 лет и очевидно, что этот тренд сейчас может только усилиться, говорит Forbes экономист ING Bank Дмитрий Долгин. «Но полное замещение затруднительно как по количеству, так и по качеству. До 2022 года ЕС и США обеспечивали 41% российского импорта, тогда как Китай и другие крупные азиатские страны — 39%. То есть для количественного замещения Азия должна увеличить свои поставки в полтора-два раза», — говорит экономист. По его словам, качественному замещению будут препятствовать, во-первых, риски вторичных санкций в том, что касается машиностроительной продукции промежуточного и инвестиционного характера. Во-вторых, в Китае не во всех случаях есть эквиваленты ушедших из России европейских импортеров, подчеркивает Долгин.
При этом, несмотря на укрепление сотрудничества с Пекином, 35% импортеров остались недовольны доступностью товаров именно у Китая, говорится в исследовании Аналитического центра. У Европы этот показатель выше — 43%, а у СНГ составил 20%.
Отказы поставщиков в сотрудничестве чаще всего встречались в СНГ и странах Европы. Импортеры, работающие со странами СНГ, также заметили рост затрат при поставке продукции через третью страну «более чем в три раза».
Весной Федеральная таможенная служба закрыла официальную статистику по импорту и экспорту, последние данные за январь были опубликованы в марте. В апреле импорт мог рухнуть на 50%, оценивали опрошенные Forbes экономисты. Среди причин падения эксперты называли введение санкций на ряд отраслей, включая машиностроение, падение критического импорта, проблемы с логистикой, сократившийся спрос. Как рассказывал Forbes федеральный чиновник, динамика импорта с конца апреля по июнь была «волнообразной» с незначительными улучшениями. В результате в целом за II квартал падение импорта товаров и услуг в стоимостном выражении составило 22% год к году, отчитывался ЦБ.
По итогам года регулятор ожидает падение импорта на 27,5-31,5%. Минэкономразвития настроено гораздо более оптимистично. В августовском прогнозе министерство указало, что ожидает объем импорта товаров на уровне $285,7 млрд. Это всего на 3,6% меньше, чем по итогам 2021 года ($296,1 млрд). Такая оценка вполне правдоподобна за счет рекордно высокого импорта в I квартале 2022 года ($89 млрд), объясняет главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков. «Во-вторых, после падения во II квартале оперативные данные показывают его восстановление», — говорит эксперт. Но это восстановление неравномерное: импорт потребительских товаров уже мог превысить уровни соответствующих месяцев прошлого года в июне, а импорт инвестиционных товаров отстает, отмечает Исаков.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.