Как и почему падает импорт
В конце мая курс рубля к доллару достиг максимума за несколько лет. Российская валюта укреплялась к американской до 55,8 рубля, чего с ней не происходило с 2018 года. При этом заметного влияния на курс не оказывали ни постепенное ослабление властями валютных ограничений, ни смягчение норм продаж экспортной валютной выручки.
В условиях фактической изоляции российского финансового рынка от нерезидентов ключевую роль в формировании курса играет динамика экспорта и импорта, но на продаваемую экспортерами валюту не находится спроса со стороны импортеров: в платежном балансе страны наблюдается рекордный профицит — $95,8 млрд за январь — апрель, в три с половиной раза больше, чем год назад.
Связано это в первую очередь с резким падением импорта. Официальных данных о том, насколько снизился показатель, нет — ФТС закрыла статистику по экспорту и импорту, последние данные за январь были опубликованы в марте. Замглавы ведомства Руслан Давыдов в интервью РБК говорил, что импорт соответствует показателям 2020 года, но деталей не раскрыл. По итогам года импорт упадет на 32,6-36,5%, прогнозирует ЦБ.
В апреле, согласно оценке Telegram-канала MMI, импорт мог рухнуть на 70-80% (то есть показатель составил от $9,4 млрд до $5,3 млрд соответственно). Институт международных финансов (IIF), собрав данные по 20 крупнейшим торговым партнерам России, подсчитал, что импорт в апреле снизился на 50% год к году, а экспорт вырос на 64%. «Цифра в 50% звучит вполне реально», — говорит ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов, с такой оценкой соглашается и главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. По оценкам экономиста «Ренессанс Капитала» Софьи Донец, с учетом инфляции падение импорта в реальном выражении могло достигнуть 40-45%.
Одна из причин сокращения импорта — введение санкций на ряд отраслей, включая машиностроение (например, запрет поставки запчастей), говорит ведущий эксперт института «Центр развития» НИУ ВШЭ Сергей Пухов. Также на цифрах сказывается падение критического импорта — это, например, отдельные виды овощей, зерновых культур, добавки для производства детской и фармацевтической продукции, а также отдельные виды тканей, металлической продукции (некоторые виды прокатов, сплавов), сырье для стройматериалов, продолжает эксперт. В результате правительство пошло на разрешение параллельного, или серого, импорта — то есть ввоза в страну оригинальных товаров без согласия правообладателя. В списке товаров, которые можно будет ввозить в Россию таким образом — автомобили и запчасти, бытовая техника, фармпродукция, оборудования для добычи полезных ископаемых, одежда и т. д.
В падении импорта важную роль сыграла и логистика: авиасообщение, в том числе грузовое, со многими странами практически прекращено, нарушены цепочки поставок морским и наземным путем, напоминает Ениколопов. При этом в России высокая зависимость от импортеров, присоединившихся к санкциям, и с которыми нарушены логистические цепочки. Эксперты ВШЭ отмечали, что 50% добавленной стоимости в импорте приходится на страны ЕС и США. «Географическая концентрация импорта в значимой степени создает угрозы долгосрочной устойчивости российской экономики», — предупреждали экономисты. По данным исследования, вторая половина добавленной стоимости в большинстве отраслей во многом основана на импорте из Китая.
Еще одна причина — сократившийся спрос, продолжает Ениколопов. «Оплачивать финансовые операции онлайн для заказов из-за рубежа стало невозможно, оформить кредит на крупные покупки — тоже. Кроме того, часть крупных брендов перестали работать в России, что тоже повлияло на поставки», — подчеркивает эксперт.
Что будет дальше
Шоковое снижение импорта способствовало укреплению рубля и в этом, возможно, есть одно положительное последствие, считает директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев. «Этот фактор может способствовать росту импортного спроса, поскольку импортные товары в рублях становятся дешевле», — объясняет экономист. Скорее всего, падение импорта достигло пиковых значений и показатель начнет постепенно восстанавливаться в ближайшие кварталы, но это будет лишь частичная компенсация, говорит Ениколопов.
«Стабилизация возможна в ближайшие три месяца, но все зависит от геополитики», — считает Пухов. Софья Донец из «Ренессанс Капитала» ожидает постепенного восстановления импорта уже с мая с учетом укрепления рубля и перенастройки логистических цепочек. По итогам года, по ее прогнозам, сокращение импорта товаров и услуг может достигнуть 15-20%. Пока понять, как конкретно будут изменены логистические цепочки, сложно, но большая часть поставок будет идти через страны ЕАЭС, Турцию и Азию, говорит Ениколопов.
Эффект от падения импорта будет отличаться в зависимости от отрасли. Наименее подвержен изменениям продовольственный сектор, но вероятно сужение ассортимента, отмечает Александр Данильцев. Наиболее болезненно для экономики, по мнению Ениколопова из РЭШ — исчезновение импортных компонентов, которые использовались в промежуточном производстве (прежде всего, в машиностроении).
В результате производство конечных товаров может сократиться или полностью остановиться, что неизбежно приведет к снижению темпов экономического роста, говорит ректор РЭШ. Несмотря на то что со временем могут появиться небольшие производства простых компонентов для крупных производителей сложной продукции, расширится рынок б/у оборудования и его обслуживания, заменить уникальную продукцию стран, присоединившихся к санкциям, в том числе электронные компоненты или детали для авиатехники, будет крайне сложно, подчеркивает Данильцев. Еще одно последствие сокращения импорта технологий — снижение производительности труда, предупреждает Пухов из НИУ ВШЭ. «Параллельный импорт не сможет полностью заместить выпадающие потоки, а на импортозамещение уйдут годы», — констатирует он.
Сокращение импорта также продолжит подстегивать рост цен, убеждены экономисты. Импортозамещение требует больших вложений из бюджета, такие товары будут обходиться дороже, отмечает Пухов. Прекращение поставок грозит в ряде отраслей дефицитом товаров, что даже при укреплении курса рубля остается проинфляционным фактором, считает он. «Это базовое правило экономики: сократилось предложение — значит, будет расти цена. Цены будут расти как на подержанные товары, так и на аналоги, которые раньше никто и не думал покупать», — говорит Ениколопов.