РБК узнал об одобренном правительством механизме противодействия «молдавской схеме»
Минюст доработал поправки в закон об исполнительном производстве для противодействия «молдавской схеме» — обналичиванию и выводу денег за рубеж через исполнительные документы. Ведомство предложило разрешить банкам отказываться от исполнения решения суда. Законопроект одобрила правительственная комиссия, выяснил РБК, он будет иметь обратную силу в случае принятия
Правительственная комиссия одобрила поправки в федеральный закон об исполнительном производстве, разработанные Минюстом. Они призваны помочь банкам пресекать сомнительные переводы, в том числе за рубеж, по исполнительным документам (так называемая молдавская схема). Поправки ужесточают требования к взыскателям и смягчают их для банков, работающих по исполнительным листам, сообщает РБК со ссылкой на текст законопроекта.
В Минюсте сообщили, что проект уже прошел согласование с другими министерствами и ведомствами. В ЦБ назвали предложенные поправки актуальными. Представитель Минюста объяснил их необходимостью «минимизировать случаи» перевода денег недобросовестным взыскателям, заинтересованным в отмывании доходов сомнительного происхождения, выводе денег за рубеж или уходе от налогов. В пояснительной записке к законопроекту говорится о «колоссальных объемах обналичивания» денег по сомнительным исполнительным документам. В 2021 году такого рода переводы выросли суммарно до 26 млрд рублей, на 25%.
Для проведения сомнительных операций используют исполнительные листы по решениям судов, исполнительные надписи нотариусов и решения комиссий по трудовым спорам (КТС), которые в России приравнены к исполнительным документам. Банки обязаны проводить платежи по исполнительным документам даже при наличии подозрений, отмечали ранее ЦБ и Росфинмониторинг. Поправки в законодательство, которые позволят противодействовать «молдавской схеме» начали обсуждать в 2019 году. Их последнюю версию 27 июня одобрила правительственная комиссия, сообщили два источника РБК. В проекте поправок предлагается:
- ограничить российской юрисдикцией перевод денег по исполнительным документам — только на счет российского банка, а для возврата бюджетных средств — только на казначейский счет взыскателя;
- предоставить банкам право возвращать без исполнения исполнительные листы с требованием перечислить деньги за границу;
- разрешить банкам отказывать в проведении операции по исполнительным документам на основании антиотмывочных норм.
При подозрениях по поводу легализации преступных доходов банки смогут руководствоваться внутренними правилами контроля и не проводить транзакцию. Сведения о таких отказах будут передаваться судебным приставам. Права на отказ по исполнительным листам банки добивались как минимум с начала 2021 года. Поправки будут иметь обратную силу, с момента их вступления в силу банки смогут приостановить операции по уже имеющимся исполнительным документам, если по ним предусматривается вывод денег за рубеж. Если взыскание проводится в обход приставов, то взыскателю понадобится предоставить реквизиты для перевода на счет в российском банке. Средства должника, подлежащие списанию, при этом будут арестованы по решению судебного пристава.
Директор по финансовому мониторингу и комплаенсу Росбанка Александр Попов отметил, что норма об отказах в проведении операций по исполнительным документам «очень желательна и ожидается банками». Сейчас банки вынуждены выбирать: вовлекать в противозаконную деятельность или отказать в операции, но позже проиграть в суде и понести убытки, сказал Попов. Директор юридического департамента Абсолют Банка Сергей Артеменков напомнил, что сейчас у кредитных организаций есть право приостанавливать такие операции для проверки подлинности листов, но не более чем на семь дней.
По словам двух собеседников издания в крупных банках, в сложившихся условиях проблема утратила остроту. В целом по сомнительным операциям рынок замер, наверное, «все прощупывают возможные способы в условиях новых ограничений», сказал один из источников. Другой отметил, что большинство банков научились выявлять сомнительные исполнительные документы и не проводят переводы по ним — риски, что взыскатель станет судиться с банком, минимальны. Руководитель экспертного центра «Деловой России» по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Екатерина Авдеева назвала требование перевода по исполнительным документам только в российские банки уместным и целесообразным. Она при этом опасается «избыточных мер» со стороны банков.
В отзыве на законопроект государственно-правового управления президента указывается, что расширение возможностей банков и «избирательное неисполнение судебных актов» противоречит конституционному закону «О судебной системе». Там отмечается, что участникам рынка нужно будет сообщать судебным приставам об отказах в сомнительных операциях, что противоречит основному антиотмывочному закону. Он запрещает информировать кого-либо, кроме клиентов, о реализации правил внутреннего контроля банков. Государственно-правовое управление поддержало принятие проекта Госдумой в первом чтении при условии дальнейшей доработки.