10 надежных банков Казахстана. Рейтинг Forbes
Перевод за рубеж идет долго или вовсе «зависает». Пластиковой карточкой невозможно расплатиться в Европе. За обслуживание валютного счета ввели комиссию. Эти и многие другие проблемы стали частью жизни для многих клиентов российских банков. Из-за этого начал развиваться так называемый карточный туризм, когда россияне становились клиентами банков других стран, чтобы обходить бытовые неудобства, появившиеся при обслуживании в российских организациях.
Немало людей после начала «спецоперации»* России на Украине решили релоцироваться, а вслед за собой — релоцировать из российских кредитных учреждений и свои сбережения. Многие россияне плохо знакомы с банковскими системами даже ближнего зарубежья — думать о том, в какой из банков соседних стран лучше положить сбережения, до недавнего времени было просто не нужно. Forbes узнал, какие из банков ближайшего зарубежья можно считать наиболее надежными.
Начнем с Казахстана. Только за март в банках страны открыли счета почти 12 000 россиян и белорусов. Индивидуальные идентификационные номера, которые необходимы в том числе для открытия банковского счета, получили почти 36 000 россиян (в 16 раз больше, чем за тот же период в прошлом году). В связи с этим в последнее время банки страны усиливают процедуры комплаенса и открыть счет становится сложнее.
По числу банков Казахстан заметно уступает российскому банковскому сектору — в стране работает всего 22 кредитные организации. В то же время, в отличие от России, где доля государства в совокупных активах сектора на начало 2022 года составляла 74%, в Казахстане только один банк с госучастием — «Отбасы банк», через который реализуется программа льготной ипотеки. Более трети банков — это «дочки» иностранных кредитных организаций, в том числе российских — ВТБ и «Сбера».
Одна из особенностей банковского сектора Казахстана — его высокая концентрация. На начало мая на пять крупнейших банков приходилось 65% активов и 67% вкладов, указывает старший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Владимир Тетерин. В последние годы банковский сектор Казахстана пережил достаточно серьезную чистку, что в целом было общей тенденцией для постсоветского пространства — аналогичные процессы происходили и в России, говорит директор группы «Финансовые институты» S&P Global Ratings Сергей Вороненко. Еще до пандемии в секторе случился ряд дефолтов, однако действия регулятора позволили выправить ситуацию.
По словам Вороненко, в последние месяцы изменения в секторе связаны с санкциями против российских банков — «дочки» кредитных организаций из России лишились значимой части своей клиентской базы. В результате произошло перераспределение рыночных долей — на второе место по активам, которое раньше стабильно занимала «дочка» «Сбера», вышла банковская группа Kaspi. В основном она, а также банк Halyk и государственный «Отбасы» стали главными бенефициарами перетока клиентов из дочерних структур российских банков.
После введения санкций против российских банков в Казахстане стартовала распродажа российских банковских активов: казахстанский банк «ЦентрКредит» купил «дочку» Альфа-банка, крупнейший в стране Народный банк Казахстана (Halyk Bank) выкупил часть активов дочерней структуры «Сбера». «Высока вероятность того, что в ближайшее время распродажа российских банковских активов на рынке республики продолжится: российская сторона в условиях санкционного давления заинтересована в том, чтобы выручить хоть что-то от продажи «дочек», стремительно теряющих позиции по сравнению с местными банками, не попавшими под санкции», — считает Тетерин. Для казахстанских банкиров российские активы также будут интересными с точки зрения покупки по заниженной стоимости. Результатом этого в ближайшем будущем может стать рост концентрации банковской системы, считает он. А учитывая то, что крупные игроки, как и в России, будут делать упор на развитие экосистем, рассчитывать на рост доли рынка у менее значимых игроков в среднесрочной перспективе не приходится, заключает эксперт.
Сейчас качество активов банковской системы в целом серьезных опасений не вызывает: рентабельность сектора превысила 28% по сравнению с 22,4% годом ранее, доля займов с рассрочкой более 90 дней — меньше 4%, говорит Тетерин. Та турбулентность, которая наблюдалась в Казахстане в январе и во всем регионе — начиная с февраля, на банковском секторе страны пока явно негативно не сказывается, добавляет Вороненко.
С точки зрения продуктовой линейки и технологической составляющей принципиальных отличий или отставания банковского сектора Казахстана от российского нет, отмечает эксперт S&P. Основные отличия связаны исключительно со спецификой макроэкономической ситуации — в Казахстане период высоких ставок (с февраля базовая ставка в стране выросла с 10,25% до 14 %. — Forbes), соответственно, банки пересматривают свои риск-подходы, однако это временная специфика, подчеркивает Вороненко.
Банки проранжированы исходя из оценок, полученных от международных рейтинговых агентств (Fitch, Moody's, Standard & Poor's). Чем большее количество более высоких рейтинговых оценок у банка, тем выше его позиция. При равенстве по количеству оценок более высокую строчку занимает банк с большим объемом активов. За основу брались данные по величине активов с сайта Нацбанка на 1 апреля. Информация по структуре собственности взята на сайтах банков, Казахстанской фондовой биржи и из сообщений СМИ. Первичный сбор данных проведен агентством «Эксперт РА».
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением» «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.