В подходе к бюджетному правилу Минфин предлагает ориентироваться не на определенную цену отсечения по нефти (в 2022 году она составляла $44,2 за баррель), а на объемы поставок, сообщил в ходе брифинга на полях ПМЭФ-2022 глава Минфина Антон Силуанов. Согласно предложению министерства, которое обсудит правительство, нефтегазовые доходы будут определяться исходя из «различных вариантов объема добычи и экспорта углеводородов».
Еще одна новация бюджетного правила, которую предлагает министерство, — включение в расходы, которые регулируются правилом, объема тех «квазибюджетных» расходов, которые проводятся «под видом бюджетных кредитов». Это нужно сделать, чтобы «не было соблазна увеличивать» такие операции, уточнил Силуанов.
Полноценно бюджетное правило в новой конфигурации должно заработать в 2025 году, а на ближайшие два года Минфин предлагает переходный период, когда бюджетная политика будет более мягкой, чем предполагает правило, что будет выражаться в дополнительных расходах на «триллионы рублей». «На период волатильности в эти два-три года нам нужно иметь запас бюджета, который бы профинансировал плановые расходы», — сказал Силуанов.
Министр финансов отметил, что на 14 июня профицит бюджета составляет 840 млрд рублей за счет высоких нефтегазовых доходов от роста цен на энергоносители, однако он «достаточно условный», поскольку основные объемы трат приходятся на IV квартал, и тогда нужно будет «задействовать все ресурсы ФНБ». Всего из ФНБ на бюджетные траты планируется направить в 2022 году 3-4 трлн рублей. По итогам года, по оценке Минфина, дефицит бюджета составит до 2% ВВП. Министр не исключил выхода на внутренний долговой рынок до конца года, однако до этого «хотелось бы определиться по конструкции бюджетной политики».
Старое бюджетное правило предполагало, что дополнительные нефтегазовые доходы, формирующиеся от цены на нефть выше цены отсечения, накапливаются в Фонде национального благосостояния. Однако в апреле его действие на 2022 год было приостановлено — нефтегазовые сверхдоходы было решено направлять на финансирование приоритетных расходов федерального бюджета.