В случае распространения криптовалют в России они неизбежно станут средством платежа и могут заместить рубль, заявил ЦБ. «Криптоизация денежного обращения», в свою очередь, приведет к росту теневой экономики и сокращению налоговых поступлений. При этом использование криптовалют для обхода санкций, в особенности в части платежей на большие суммы, невозможно, уверен ЦБ
Массовое распространение криптовалют в России может привести к замещению ими рубля в качестве денежной единицы, считает зампредседателя ЦБ Ксения Юдаева. Об этом пишет «РИА Новости» со ссылкой на ее ответ на предложения депутата Госдумы от «Единой России» Антона Горелкина. При этом использование криптовалют для обхода санкций, в особенности в части платежей на большие суммы, невозможно, уверена Юдаева.
«В случае массового приобретения криптовалют гражданами их использование в качестве средства платежа представляется неизбежным. В этом случае произойдет замещение рубля как денежной единицы Российской Федерации криптовалютами (криптоизация денежного обращения), расширение теневой экономики, сокращение налоговых поступлений», — отметила замглавы ЦБ.
По ее мнению, интеграция криптовалют в российскую финансовую систему «приведет к созданию параллельной финансовой системы», которая не будет подчиняться местному законодательству. Вложения банков и других финорганизаций в крипту многократно повысят их рыночные риски: скачки курса цифровых валют и мошеннические схемы создадут реальную угрозу для кредиторов и вкладчиков, заявила Юдаева. «Все это снизит устойчивость финансового сектора и потребует проведения докапитализации банков в случае реализации рисков», — заключила она.
Такой ответ ЦБ дал на пакет предложений по регулированию криптовалютного рынка в России, составленный Горелкиным по итогам мартовского круглого стола на площадке «Единой России». Его участники предложили, в частности, предоставить налоговые льготы и меры господдержки инфраструктурным проектам и производителям аппаратных и программных средств, обеспечить возможность свободной конвертации криптовалюты в рубли и ввести льготный режим налогообложения криптовалют.
Глава Минпромторга Денис Мантуров ранее назвал актуальным пакет предложений Горелкина и поддержал инициативу по работе с ним. Министр предложил дать российской технике приоритет при майнинге криптовалют, чтобы «нивелировать риски информационной безопасности».
В январе ЦБ заявил о необходимости запрета криптовалют в России из-за рисков, которые они несут благосостоянию россиян, экономике и финансовой системе страны. Председатель регулятора Эльвира Набиуллина сравнила риски криптоинвестиций с валютной ипотекой. С Центробанком не согласился Минфин, который предложил не запрещать полностью, а регулировать крипторынок. Министерство предложило свою концепцию регулирования, которую правительство утвердило 8 февраля. ЦБ высказывал свои замечания к документу Минфина, но министерство заверило, что его концепция учитывает все риски.
Владимир Путин просил Минфин и ЦБ «прийти к какому-то единому мнению» по криптовалютам. Правительство поручило ведомствам внести законопроект о регулировании криптовалютного рынка до 18 февраля, однако министр финансов Антон Силуанов 16 февраля заявил о трудностях в достижении взаимопонимания с ЦБ по этому вопросу. «Мы года полтора уже спорим по этому закону, промедление не на руку никому. Даже если где-то ошибемся, всегда сможем поправить. Хуже, когда решение затягивается, а серый сектор развивается дальше», — отметил он.
На фоне санкций, введенных против России за «спецоперацию»* на Украине, россияне стали в разы чаще использовать криптовалюты для перевода средств за границу. В качестве способа вывода средств чаще используются не биткоины, а стейблкоины, курс которых привязан к доллару, писал «Коммерсантъ». О том, что попавшие под ограничения российские физические и юридические лицы используют крипту для обхода санкций, в марте заявила и президент Европейского центробанка Кристин Лагард.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.