К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Налоговики стали чаще запрашивать документы у бизнеса вне проверок

Офис Федеральной налоговой службы России (Фото Алексея Зотова / Коммерсантъ)
Офис Федеральной налоговой службы России (Фото Алексея Зотова / Коммерсантъ)
Налоговики стали чаще запрашивать документы у бизнеса до выездной проверки, выяснил Forbes. Эксперты отмечают и рост объема запрашиваемой документации, например, инспекция может интересоваться наличием иностранного гражданства, недвижимости за границей

В начале 2022 года налоговики стали чаще высылать требования бизнесу для проверки документов в рамках предпроверочных мероприятий. Об этом Forbes рассказал руководитель налоговой практики по работе с частными клиентами EY Антон Ионов. 

По словам Ионова, проверяется в том числе информация, которую Федеральная налоговая служба  (ФНС) получает в результате автообмена с другими странами. С 2018 года ФНС имеет возможность сверять данные налоговых деклараций россиян, в том числе об активах за рубежом, с тем, какой информацией о них обладают финансовые власти других стран. Сейчас российская налоговая служба обменивается информацией примерно с 90 странами и территориями. Как отмечает Ионов, также задается много дополнительных, но не имеющих отношения к налогам вопросов — например, инспекция может поинтересоваться наличием иностранного гражданства, недвижимости за границей. Что касается документов, как правило, запрашивают выписки по счетам, договоры банковских и брокерских счетов, подтверждение расходов на приобретение ценных бумаг, уплаченных налогов. 

«Увеличился и объем запрашиваемых документов, он сравним с полноценными проверками», — говорит Ионов. О тенденции на увеличение таких требований рассказала Forbes партнер КПМГ Галина Акчурина. «Разворот к этому тренду длится уже несколько лет. Сейчас мы замечаем, что объем запрашиваемых документов уже сопоставим с тем, что был пять лет назад при выездных проверках», — подчеркивает эксперт.

 

Forbes направил запрос в ФНС, ожидает ответа.

По словам Акчуриной, ст. 93.1 Налогового кодекса об истребовании документов вне рамок проверки в методологии ФНС стала трактоваться «более расширенно» — например, запрашивают документы по сделкам сроком давности более трех лет. При этом, подчеркивает эксперт, глубина даже следующего этапа — выездной налоговой проверки — не может превышать три года, предшествующих году назначения проверки.  

 

Условно предпроверочный анализ можно разделить на два этапа, говорит партнер юридической практики PwC Раиса Алексахина. Сначала анализируется информация, которая есть у ФНС, в том числе запрашиваемая у третьих лиц: банков, фондов, таможенных органов. Если в процессе у налоговой появляются вопросы к налогоплательщику, не допущено ли правонарушение или злоупотребление правом, инспекция обращается к налогоплательщику, и начинается второй этап.

«Действительно, на практике информации запрашивается много. Когда в рамках лишь одной операции или запроса могут сплошняком попросить данные за два или три года, тогда надо смотреть внимательно, нет ли здесь превышения полномочий», — отмечает юрист. В любом случае важно реагировать на все запросы налоговой службы, в том числе давать мотивированный ответ, а иногда и отказ с просьбой уточнить правовые основания запроса тех или иных документов и информации, напоминает Алексахина. «В нашей практике не более 30% предварительных мероприятий привели к уточнению налоговых обязательств и доплатам и не более 5-7% клиентов выходили на выездную проверку», — говорит эксперт.  

При этом игнорировать запросы без последствий не получится: согласно Налоговому кодексу, это грозит штрафами (5000 рублей при первом нарушении, при повторном — 20 000 рублей). 

 

В 2021 году в России выросло число выездных проверок физических лиц, которые ранее сообщили о наличии у них иностранных счетов и других активов за рубежом. Такие проверки — не скрывают ли граждане доходы за рубежом и не уходят ли от налогов — анонсировал в 2020 году замглавы ФНС Дмитрий Вольвач. В первую очередь налоговики рассчитывали оценить риски уклонения от уплаты НДФЛ или сокрытия доходов контролируемых иностранных компаний. В январе 2021-го Вольвач сказал, что у россиян (юрлиц и физлиц) в зарубежных банках открыто 700 000 счетов на 13 трлн рублей. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+