Экономисты предсказали обновление максимума ставки ЦБ с 2017 года
Самым вероятным решением ЦБ на ближайшем заседании совета директоров 11 февраля будет повышение ключевой ставки на 1 п. п., до 9,5%. Об этом свидетельствуют консенсус-прогнозы Bloomberg и Reuters и говорят опрошенные Forbes экономисты. Если это произойдет, то ставка вырастет до максимума с мая 2017 года. До этого Банк России повышал ставку семь раз подряд — в последний раз, в декабре, сразу на 1 п. п. Всего с марта прошлого года ставка выросла вдвое, на 4,25 п. п. Чем руководствуется регулятор и когда ждать снижения ставки?
Главная причина — высокая инфляция
По итогам прошлого заседания ЦБ указывал, что инфляция складывается выше прогнозов, поскольку производство по-прежнему не успевает за уровнем спроса. С того времени ситуация принципиально не улучшилась — по состоянию на 28 января годовая инфляция при цели ЦБ в 4% составила 8,82% (по оценке Минэкономразвития) — это максимальные значения за шесть лет. Инфляционные ожидания населения, на которые традиционно ориентируется ЦБ, также держатся на многолетних максимумах.
При решении по ставке один из основных вопросов — перенос спроса с кредитов на депозиты, указывает главный экономист Sova Capital Артем Заигрин (ждет повышения ставки на 1 п. п.). Так ЦБ намерен прервать «инфляционную спираль»: рост цен – инфляция — еще большие расходы за счет кредитования — рост цен. Ставки по депозитам все еще остаются ниже текущей инфляции — в третьей декаде января максимальная процентная ставка по вкладам в 10 крупнейших банках по объему депозитов физлиц составила 7,8%. «Это снижает стимулы населения менять свое поведение», — добавляет Заигрин.
Если смотреть на динамику производных инструментов, рынок ожидает повышения ставки на 1 п. п. — такая оценка вполне адекватна, считает начальник дилингового центра Металлинвестбанка Сергей Романчук. Исходя из статистических данных, инфляция пока далека от смены тренда. Именно динамика инфляции станет основным аргументом ЦБ, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: в ноябре-декабре прошлого года казалось, что пик инфляции достигнут (в оба этих месяца она составила 8,4% в годовом выражении), но по итогам января показатель, скорее всего, вырастет до 9%, и ЦБ придется с этим считаться. Орлова также ждет повышения ставки на ближайшем заседании на 1 п. п.
Инфляция может перестать расти в первом квартале этого года, на уровне 9% или чуть выше должен проявиться эффект от того ужесточения политики ЦБ, которое уже состоялось, считает управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин. По его словам, сдерживать инфляцию будут постепенный рост депозитов в банковской системе и достаточно серьезное охлаждение кредитования в начале года.
Фактор Украины
Резкое обострение геополитической напряженности в конце 2021 года — начале 2022 года стало одной из причин повышенной волатильности рубля. На фоне обсуждения в США и ЕС новых санкций в отношении России в случае ее вторжения на Украину (среди предлагаемых мер — включение крупных российских банков в список SDN, отключение России от системы SWIFT и т. д.) и неудачных переговоров России, НАТО и США по гарантиям безопасности курс доллара в январе достигал 80,4 рубля. Впрочем, за счет некоторого смягчения внешнеполитической риторики в начале февраля и прекращения покупок доллара Центробанком рубль заметно укрепился — вечером в пятницу, 4 февраля, курс опускался ниже 76 руб./$.
До 11 февраля на финальное решение ЦБ еще может повлиять геополитика, считает главный экономист Bank of America по России и СНГ Владимир Осаковский. Если смотреть на фундаментальные факторы, то повышение должно составить 0,5 п. п., еще 0,25-0,5 п. п. к этому значению добавляет геополитика, оценивает он.
ЦБ в релизе по итогам заседания может упомянуть геополитику в качестве одного из рисков — регулятор точно не рассчитывал на такое поведение курса рубля в декабре, говорит Орлова из Альфа-банка. Геополитика — это, безусловно, рисковый фактор для ЦБ, несмотря на то что пик напряженности уже пройден. Банк России, скорее всего, упомянет его в контексте инфляционных и курсовых рисков, соглашается Егор Сусин.
Дополнительный импульс Банку России на повышение ставки напряженность вокруг Украины вряд ли придаст, считает Сергей Романчук из Металлинвестбанка — хотя на пике обострения ситуации казалось, что ЦБ может в качестве одной из мер воздействия на курс рубля повышать ставку ускоренными темпами. Фактически оказалось достаточно того, что регулятор прекратил закупать валюту в пользу Минфина по бюджетному правилу, так что влиять на курс методом повышения ставки пока нет необходимости, заключает эксперт.
Что будет дальше и когда смягчение?
Несмотря на то что в начале декабря глава ЦБ Эльвира Набиуллина отмечала, что регулятор не ждет двузначного уровня ключевой ставки в 2022 году, опрошенные Forbes экономисты считают это вполне возможным сценарием.
Прогнозировать темпы роста цен на фоне глобального инфляционного тренда сейчас достаточно тяжело — вероятно, что подъем ставки может быть не последним, она вполне может вплотную подойти к 10%, допускает Романчук. Ставка может оставаться на пике как минимум полгода, чтобы инфляция более уверенно пошла вниз. ЦБ в любом случае будет добиваться ценовой стабильности, и в этом смысле «пиетета» перед двузначными ставками у регулятора нет, считает аналитик. Так что перейти к снижению ставки Банк России может не раньше осени.
При негативном развитии геополитической ситуации отметка и в 10% для процентной ставки не выглядит непересекаемой, допускает Осаковский из Bank of America. Однако если инфляция ощутимо снизится в феврале, повышение может оказаться последним.
После заседания 11 февраля Центробанк повысит ставку в этом году хотя бы один раз, пишет старший стратег по долговому рынку SberCIB Investment Research Игорь Рапохин. В базовом сценарии в SberCIB ждут роста ставки на 0,5 п. п. в марте. «Скорее всего, ЦБ замедлит темп повышения, поскольку инфляция в марте все же должна замедлиться. Тем не менее исключать того, что в марте ЦБ снова повысит ставку на 100 базисных пунктов нельзя — риски того, что инфляция останется выше прогнозов, по-прежнему велики», — заключает он.