Бряцание оружием, атака беспилотников и большой дефицит: почему Brent стоит $88
18 января цена фьючерса на нефть марки Brent преодолела отметку $88 за баррель и достигла $88,13. В последний раз Brent достигала $88 за баррель в октябре 2014 года, написал Bloomberg. По состоянию на 11:30 мск Brent торгуется по $87,68 за баррель.
Что привело цены на нефть к новым максимумам? И как долго они будут расти?
Напряжение отношений России, США и НАТО
Геополитическое противостояние России, США и НАТО по поводу активности альянса у границ России уже стало причиной обвала российского рынка на прошлой неделе. Оно же и привело к росту цен на нефть, полагают старший аналитик по нефтегазовому сектору банка «Уралсиб» Алексей Кокин и старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. «Как известно, угрозы военных конфликтов всегда создают угрозы нехватки нефтепродуктов и, как следствие, тянут цены на нефть вверх», — сказал Блохин.
Кокин считает, что напряженность в российско-американских отношениях можно назвать «определенным фактором риска, который подогревает цены на нефть, так как Россия — крупный поставщик нефти».
Правда, в будущем влияние этого фактора может сойти на нет. Аналитики Альфа-банка 17 января «с осторожностью предположили», что рынок, возможно, ждет небольшое охлаждение — в Ливии и Казахстане постепенно восстанавливается добыча. Еще одна причина — снижение напряженности между Россией и США. «Хотя ставки высоки, мы считаем, что бряцание оружием и геополитическое противостояние России и США уже достигли своего пика, что может обеспечить некоторое снижение напряженности в ходе следующего раунда американо-российских переговоров», — поясняли они в записке для инвесторов.
Оптимизм по поводу «омикрона»
Нефть растет на общем оптимизме игроков рынка, которые, возможно, вообще перестали учитывать распространение «омикрона» как риск для спроса на нефть — на него смотрят так, как будто это последняя волна пандемии коронавируса, сказал Алексей Кокин Forbes. «Плюс есть общий оптимизм рынка относительно восстановления спроса в Китае и в Юго-Восточной Азии в целом. Он наблюдается с начала года», — говорит он.
Прохождение пика заболеваемости коронавирусом в мире способствовало росту оптимизма на рынке в отношении дальнейших перспектив восстановления спроса, считает Никита Блохин.
Атака беспилотников в ОАЭ
Но на этой неделе рынок эмоционально отреагировал на новость о прошедшей 17 января атаке беспилотников в Абу-Даби, в том числе на объекты нефтяной компании ADNOC. В результате атаки в промышленной зоне Эль-Мусаффах загорелось три бензовоза, четыре человека погибли. Йеменские повстанцы-хуситы заявили, что атаку организовали они.
ОАЭ — третья по объему добычи страна — член ОПЕК. «Настроение на рынке остается конструктивным, а атака на ОАЭ лишь еще больше подтолкнула цены», — сказал Bloomberg Уоррен Паттерсон, глава отдела сырьевой стратегии ING Group. Перебои с поставками в сочетании с устойчивым спросом означают, что рынок нефти более напряжен, чем ожидалось».
Йеменские повстанцы-хуситы предупредили о дальнейших атаках на ключевые объекты инфраструктуры в случае эскалации конфликта на Ближнем Востоке. «Это создает дополнительную напряженность в одном из ключевых нефтедобывающих регионов мира, что может оказать дополнительную поддержку нефтяным котировкам в начале недели», — отмечает Блохин.
Общее восстановление спроса
Цены на нефть продолжают расти, поддерживаемые ожиданием более длительного дефицита, чем предполагалось ранее, написал в утреннем комментарии эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов. Цены растут не только на бумажном, но и на физическом рынке, что указывает на сохраняющийся недостаток поставок, говорится в его комментарии. Хедж-фонды и управляющие активами на прошлой неделе активно наращивали длинные позиции по нефти, то есть ставили на рост цен на нефть. Соотношение длинных и коротких позиций составляет 6,2 к 1 против 3,8 к 1 по состоянию на 14 декабря.
На минувшей неделе Минэнерго США повысило прогноз по средней цене Brent в 2022 году сразу на $5, до $75 за баррель.
Никита Блохин считает, что нефть не закрепится выше $87 за баррель. «Опасения трейдеров по поводу дефицита предложения могут развеяться уже к концу недели, что, в свою очередь, должно привести к снижению цен на нефть», — говорилось в материалах аналитиков Альфа-банка от 17 января. Игорь Галактионов полагает, что настроения рынка остаются позитивными, так что рост вполне может продолжиться до $90 за баррель. Большое значение для краткосрочной динамики могут иметь обновленные прогнозы ОПЕК и Международного энергетического агентства, которые будут опубликованы на этой неделе, написал Галактионов.
В более долгосрочной перспективе Goldman Sachs прогнозирует, что в III квартале цена на нефть может достичь $100 за баррель. Причины такого оптимизма, по мнению аналитиков банка, заключаются в том, что рынок оказался в состоянии «удивительно большого дефицита», а влияние штамма коронавируса «омикрон» на спрос оказалось гораздо менее сильным по сравнению с вариантом «дельта», пишет Bloomberg.