К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Почему крупные банки стали главными кредиторами малых предпринимателей

Фото Сергея Киселева / ТАСС
Фото Сергея Киселева / ТАСС
По итогам 2021 года небольшие банки окончательно проиграли более крупным в борьбе за малых предпринимателей-заемщиков. Это еще один повод для беспокойства о состоянии конкуренции в банковском секторе, считает генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром» Павел Самиев

На протяжении нескольких лет, вплоть до 2019 года, кредитование малого и среднего бизнеса в России стагнировало. Достигнув максимального объема в 5,2 трлн рублей к 2014 году*, далее кредитный портфель этого сегмента стремительно «похудел», составив к началу 2019 года лишь 4,2 трлн рублей. Банки просто не рассматривали этот рынок в качестве перспективного. Однако перед самой пандемией произошел разворот, началось оживление кредитования малого и среднего предпринимательства (МСП), что вылилось в прирост кредитного портфеля до 4,7 трлн рублей по итогам 2019 года.

Произошло это по двум основным причинам. Во-первых, это заметное оживление самого бизнеса в первую очередь в сфере торговли и услуг в крупных и средних городах, что вылилось в рост спроса на кредитные ресурсы. Во-вторых, свой эффект возымело поступательное расширение мер господдержки МСП, которые постепенно накапливались в экономике.

Разразившийся в 2020 году кризис породил серьезные опасения, что положительный тренд не сохранится. Казалось, что не получится избежать негативной цепочки: падение платежеспособности бизнеса — проблемы с обслуживанием кредитов — массовые просрочки. Однако эти прогнозы не оправдались: просрочка по сегменту МСП последовательно снижалась. Если на начало 2020 года она составляла 11,9%, то на начало 2021-го — уже 11%, а к октябрю сократилась до 9,1%. 

 

За такой динамикой скрывается сразу несколько факторов. Прежде всего, впервые за всю историю своего существования малый бизнес в массовом порядке смог рассчитывать на реструктуризацию кредитов. Это стало обычной практикой, которая распространялась банками даже на те предприятия, которые не могли получить антикризисные кредитные каникулы в силу закона. В предыдущие кризисы, по экспертным оценкам «Опоры России», на реструктуризации приходилось менее 1% от кредитного портфеля МСП, притом что в случае с крупным бизнесом эта доля доходила до трети портфеля.

По данным Банка России, с марта 2020-го по конец сентября 2021 года банки реструктурировали кредитов МСП более чем на 950 млрд рублей (или более 16% всего портфеля на начало года). Да, такая практика маскирует реальные проблемы, которые могут проявиться в дальнейшем, но значительная часть МСП (по моим оценкам, более половины) имеет шансы восстановить платежеспособность.

 

Другой показательный момент — распределение просрочки у малых и средних предприятий в зависимости от величины банка-кредитора. Среди топ-30 банков доля «плохих» кредитов сократилась с 8,4% в начале 2021 года до 5,9% к октябрю. А вот для более мелких банков просрочка, напротив, выросла с 23,3% до 25,5%. Отмечу, что этот разрыв в последние годы только нарастает. Еще по итогам 2017 года доля «плохих» долгов в портфелях МСП была сопоставимой: 15,6% — у мелких банков и 13% — у игроков из топ-30. То есть перед нами картина «ухудшающего отбора», когда качественные клиенты перетекают к крупным банкам. 

Частично это объясняется динамикой кредитования. У крупных банков растут объемы выдач и кредитный портфель, что «размывает» просрочку, небольшие же игроки сокращают кредитование МСП, что сказывается и на доле просрочки. Так, если на начало года кредитный портфель у топ-30 банков составлял 4,54 трлн рублей, то к октябрю он увеличился до 5,54 трлн. А у более мелких банков портфель за это же время сократился с 1,27 трлн рублей до 1,1 трлн.

Получается, что малые банки в борьбе за малых же предпринимателей-заемщиков просто катастрофически проигрывают борьбу своим более крупным конкурентам. Ничего нового, стандартная история? Конечно, стоимость фондирования, масштаб, технологичность и другие факторы, влияющие на конкуренцию, привели к доминированию крупных банков. Но столь стремительного роста концентрации и такой резкой смены соотношения сил не было ни в одном другом сегменте рынка. Доля крупных банков еще лет 10 назад была вдвое ниже, чем сейчас. На топ-30 приходилось порядка 35-40% кредитного портфеля МСП, сейчас — больше 83%.

 

Небольшие банки выдавливаются из того сегмента, который даже регулятором отдавался именно им. Для них остаются только узкие ниши в виде расчетно-кассового обслуживания и предоставления гарантий (под госзакупки и различного рода тендеры). В свою очередь, и малые предприниматели уже не видят для себя преимуществ в сотрудничестве с мелкими локальными игроками, которые ранее позиционировали себя как более близкие малому бизнесу, разбирающиеся в его проблемах. 

Текущий рост рынка осваивают только крупные банки, которые не просто доминируют в этом сегменте, но практически целиком захватили его. Можно ожидать, что уже через пару лет на долю топ-30 банков будет приходиться свыше 90% всего кредитного портфеля МСП. Что не может не вызывать беспокойства с точки зрения конкуренции и судьбы мелких банков.

 *здесь и далее, если не указан иной источник, приводятся расчеты аналитического центра «БизнесДром» на основе данных Банка России  

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+