В 2021 году произошел настоящий бум IPO, в результате которого публичными на американском рынке стали 1056 компаний — на 120,5% больше, чем в прошлом году, согласно данным онлайн-платформы Stock Analysis. Во всем мире EY насчитал 2388 сделок — на 64% больше, чем годом ранее.
К концу года ажиотаж пошел на спад — из 55 технологических компаний, которые вышли на биржу за первые 11 месяцев 2021-го, только калифорнийский производитель полупроводников GlobalFoundries торгуется ниже своих максимумов на 9,5%, все остальные потеряли намного больше, сообщал в начале декабря CNBC. Акции Robinhood, к примеру, к закрытию торгов 28 декабря стоили на 54% меньше, чем во время размещения, Paytm — на 37,6%. А вот бумаги Coinbase выросли, но всего на 4,5%.
Из российских компаний Fix Price потеряла с момента выхода на биржу 23% стоимости, «Ренессанс Страхование» — 17%, Европейский медицинский центр и Segezha подорожали на 9,2% и 38,75% соответственно. На 2022 год свое размещение перенесли Mercury Retail Holding, владелец сетей «Красное & Белое» и «Бристоль», и сервис каршеринга «Делимобиль».
Возможно, это говорит о том, что участие в pre-IPO в будущем уже не будет гарантировать инвесторам взрывного роста вложений после листинга компаний. В случае с Россией, к примеру, все будет зависеть от «завершения военных маневров на южных рубежах», комментирует в разговоре с Forbes инвестбанкир, имея в виду геополитическое напряжение отношений России и Украины.
Во второй половине 2021 года инвесторы стали осторожнее, а головокружительные истории сменились массовой просадкой — большая часть компаний, вышедших на биржу, торгуется по ценам ниже размещения, говорит автор Telegram-канала bitkogan и президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган. Рынок IPO в 2022 году будет сложным, уверен он: количество денег инвесторов уменьшится, а чаша весов между риском и возвратом инвестиций накренится в сторону риска. «Фишкой 2020-2021 годов был как раз рынок pre-IPO, но в конце этого года на рынке случилось много отказов от размещения, и в следующем году их может быть еще больше», — сказал Коган. Следующий год, скорее всего, окажется не таким богатым на IPO из-за высокой волатильности на рынках, а также потому, что в 2021-м на биржу уже вышло много компаний, соглашается старший аналитик УК «Система Капитал» Андрей Ушаков.
Forbes узнал у управляющих, какие pre-IPO в 2022 году кажутся им самыми перспективными. Диапазон будущей оценки примерный, основан на информации из открытых источников и текущей конъюнктуре рынка, в будущем она может поменяться, к примеру, если компания не выполнит свои планы.
Stripe
Оценка сейчас: $95 млрд
Ожидания: $200-250 млрд
Братья-ирландцы Патрик и Джон Коллисоны в 2010 году в Сан-Франциско основали компанию Stripe, которая помогает предприятиям принимать онлайн-платежи. Сегодня среди партнеров финтех-платформы — сервис видеоконференций Zoom, разработчик ПО для магазинов Shopify и Amazon. В марте этого года в раунде H Stripe привлекла $600 млн, всю компанию инвесторы оценили в $95 млрд. Так она стала самым дорогим частным американским стартапом на данный момент.
Всего за 11 лет компания привлекла почти $3 млрд инвестиций (по данным CB Insights). В июне этого года она начала экспансию в страны Персидского залива — ОАЭ, Катар и Саудовскую Аравию. Stripe также расширяет спектр услуг, предлагая клиентам кредитование и налоговое управление, а также не исключает введение платежей в криптовалюте, сказал в ноябре CNBC Джон Коллисон.
Почему вырастет
Электронные платежи вытесняют наличные деньги, и следующий год может стать удачным для Stripe еще и потому, что пандемия пойдет на спад, считает ведущий аналитик по международному рынку акций «Открытие Инвестиции» Алексей Корнилов. Правда, добавляет он, Stripe еще придется побороться за местом под солнцем, потому что у него в конкурентах «зрелые» Visa и Mastercard, а также молодые PayPal и Square. Большой риск для инвестора в pre-IPO Stripe в том, что выход на биржу может затянуться, — в ноябре соучредитель стартапа Джон Коллисон сказал, что компания «пока счастлива оставаться частной».
Стоимость компании после размещения вполне может быть в диапазоне $200-250 млрд, предполагает руководитель департамента продуктов западных первичных размещений «БКС Мир инвестиций» Сергей Шлюгер.
Revolut
Оценка сейчас: $33 млрд
Ожидания: $70-90 млрд
Финтех-стартап Revolut, основанный выходцем из России Николаем Сторонским, в ходе инвестиционного раунда в июле 2021 года привлек $800 млн. Инвесторы оценили компанию в $33 млрд, сделав ее вторым самым дорогим европейским частным стартапом на данный момент. В начале декабря Revolut получил разрешение от Валютного управления Сингапура предоставить возможность инвестировать в «дробные» акции американских компаний через свое приложение. Также в декабре Revolut запустил банковские услуги во Франции, Италии и Португалии. Важный этап в развитии компании — это получение банковской лицензии Великобритании и США, которое Сторонский запланировал в 2022 году.
Почему вырастет
Одним из главных косвенных признаков удачного потенциального листинга Revolut является успешное декабрьское IPO крупнейшего в Латинской Америке цифрового банка Nubank, считает руководитель ITI Capital Russia Филипп Панов. Акции Nubank выросли в первый день торгов, 9 сентября, на 15%, а CNBC назвал листинг блокбастером. Сегодня у Revolut более 16 млн активных пользователей из 35 стран мира, а компанию поддерживают лучшие инвесторы мира, среди которых — Tiger Global, DST, Softbank и Index Ventures, добавил Панов. Он предполагает, что потенциальная оценка компании после IPO может составить от $70 млрд до $90 млрд.
Zipline
Оценка сейчас: $3,5 млрд
Ожидания: $10 млрд
Калифорнийский стартап доставки дронами Zipline начал свою работу в Руанде и Гане в 2016 году. Сегодня он доставляет по всей Африке кровь, вакцины, жизненно важные лекарства и другие предметы первой необходимости. Дроны автономны, управляются через спутник, сбрасывают на парашюте грузы весом до четырех фунтов (чуть менее 2 кг). В последнем инвестраунде в июне 2021 года Zipline привлек $250 млн и получил оценку от инвесторов $2,75 млрд. В ноябре стартап подписал соглашение с американской компанией Intermountain Healthcare, которая управляет 24 больницами и 215 клиниками в Солт-Лейк-Сити. Первые поставки грузов по этому соглашению ожидаются весной 2022 года после получения одобрения от Федерального управления гражданской авиации.
Почему вырастет
Компания самостоятельно разрабатывает и производит беспилотные дроны, программное обеспечение для их управления. Она ни разу не раскрывала свои финансовые результаты, однако согласно последним данным по внебиржевым сделкам на Forge Global капитализация Zipline после последнего раунда в июне выросла на 27%, до $3,5 млрд, говорит управляющий партнер Grid Capital Алексей Соколов. Учитывая высокий потенциал роста рынка беспилотной доставки, который вырастет до $39 млрд к 2030 году (по данным Research and Markets), капитализация Zipline вполне может достичь $10 млрд к моменту выхода на IPO в 2022-2023 годах, добавил Соколов.
Rapyd
Оценка сейчас: $10 млрд
Ожидания: $40-50 млрд
Израильская финтех-платформа Rapyd предоставляет полный спектр платежных решений для международного бизнеса через систему API, то есть предлагает готовые решения для онлайн-торговли. В августе 2021 года стартап в ходе инвестиционного раунда E привлек $300 млн, а инвесторы оценили компанию в $10 млрд. Компания активно поглощает конкурентов по всему миру — июльское приобретение исландского конкурента Valitor за $100 млн вошло в пятерку самых крупных слияний и поглощений в сфере финтеха в 2021 году, в начале декабря Rapyd купила стартап Neat из Гонконга. Еще компания запустила собственный фонд Rapyd Ventures, с помощью которого планирует инвестировать в другие стартапы и подключать их к своей платформе.
Почему вырастет
Rapyd — это единственная платформа, которая предоставляет доступ более чем к 1000 платежных методов в 170 странах, говорит Сергей Шлюгер из БКС. Среди ее клиентов много глобальных компаний, например Uber. Общий объем платежей Rapyd в этом году должен увеличиться в четыре раза, превысив $20 млрд, писал TechCrunch. Ориентируясь на данные из открытых источников и на то, что компания проведет IPO в 2023 году, после размещения она может стоить в диапазоне $40-50 млрд, добавил Шлюгер.
Bolt
Оценка сейчас: 4,5$ млрд
Ожидания: $10-12 млрд
Эстонский стартап Bolt, основанный в 2013 году, позиционирует себя как суперприложение транспортировки и доставки, через которое можно арендовать авто, мотоциклы, скутеры, велосипеды или, к примеру, заказать доставку еды. В августе Bolt в инвестраунде, возглавляемом Sequoia Capital, привлек €600 млн (примерно $678 млн) и получил оценку от инвесторов €4 млрд (примерно $4,5 млрд). В мае компания запустила сервис каршеринга, а сейчас разворачивает в 10 европейских городах свою службу доставки. По данным компании, у нее сейчас 75 млн клиентов в Европе, Африке и Латинской Америке.
Почему вырастет
Компания создает одно из первых транспортных суперприложений Европы, с помощью которого рассчитывает снизить стоимость привлечения пользователя, а также риск и стоимость вывода нового продукта на рынок, считает Шлюгер из БКС. В июне Bolt запустил сервис доставки из дарксторов за 15 минут. А рынок доставки продуктов в Европе остается «горячим» — в 2021 году 70% европейских инвестиций в FoodTech пришлись именно на этот сегмент, добавил он. Шлюгер считает, что IPO компании ожидается в 2023-2024 годах и может стать одним из самых ожидаемых размещений с предполагаемой оценкой $10-12 млрд.
Gorillas
Оценка сейчас: $3,5 млрд
Ожидания: $7-12 млрд
Немецкий стартап быстрой доставки продуктов Gorillas доставляет более 2000 товаров из 40 дарксторов в Германии, Великобритании и Нидерландах.
В марте в инвестиционном раунде B, возглавляемом Coatue Management, DST Global и Tencent, он привлек $290 млн и получил оценку больше $1 млрд. Это сделало его одним из самых быстрорастущих европейских стартапов, который стал «единорогом» за два года, писал TechCrunch.
Почему вырастет
В России сервисы быстрой доставки по типу «Яндекс.Лавки» и «Самоката» выстрелили во время пандемии и уже стали обыденностью, но в Европе и США строительство дарксторов еще развивается, говорит Филипп Панов из ITI Capital.
Учитывая, что на Западе средний чек выше, можно рассчитывать на высокие оценки и повторение успешных IPO Delivery Hero или DoorDash, каждый из которых получил оценку на IPO свыше $25 млрд, добавил Панов. По заявлениям CEO стартапа Никласа Остберга, у Gorillas темпы роста выручки свыше 300% год к году, это почти в 2,8 раза выше, чем у DoorDash, и в 2,1, чем у Delivery Hero, посчитал Панов. Текущий мультипликатор оценки компании составляет 12 выручек (P/S), что примерно сопоставимо с диапазоном оценки у конкурентов: примерно 12 — у DoorDash и семь — у Delivery Hero (он ниже из-за меньшей маржинальности).