Андрей Белоусов рассказал о влиянии резонансных уголовных дел на инвестклимат
«Я не стал бы преувеличивать всю эту историю. Крупные и резонансные дела на инвестиционный климат, на мой взгляд, не сильно влияют», — заявил в интервью Forbes первый вице-премьер Андрей Белоусов на вопрос, влияют ли уголовные дела, связанные с бизнесом, в том числе дела в отношении основателя Baring Vostok Майкла Калви, основателя Group-IB Ильи Сачкова или бывшего вице-президента «Сбера» Марины Раковой и ректора Шанинки Сергея Зуева, на инвестклимат в России.
Калви и его коллег арестовали по подозрению в хищении средств из банка «Восточный», позднее им предъявили обвинение в мошенничестве, затем следственные органы переквалифицировали дело по статье о растрате. В августе 2021 года суд приговорил Калви к условному сроку в пять с половиной лет. Гендиректор и основатель российской компании Group-IB Илья Сачков был арестован 28 сентября, ему предъявили обвинение в госизмене. Летом этого года Главное следственное управление ГУ МВД по Москве возбудило дело о мошенничестве в особо крупном размере с деньгами, выделенными на проект в сфере образования. Его фигурантами стали ректор Шанинки Сергей Зуев, экс-менеджеры Сбербанка Марина Ракова, Максим Инкин и Евгений Зак, а также сотрудница РАНХиГС Кристина Крючкова.
«Есть огромное количество дел в регионах, и это гораздо более опасная история. Несколько лет назад этот вопрос приобрел системную остроту. Увеличилось количество обращений к омбудсмену, в администрацию о том, что начало расти воздействие силовиков на бизнес», — сказал Белоусов.
Чтобы решить эту проблему, в ноябре 2019 года начала работу платформа «За бизнес», где предприниматели могут подавать жалобу на давление со стороны полиции, ФСБ или прокуратуры, напомнил Белоусов. Сервис разрабатывало АСИ (Агентство стратегических инициатив), одним из руководителей которого является Артем Аветисян, корпоративным конфликтом с которым Калви объяснял уголовное преследование сотрудников Baring Vostok.
Белоусов сказал, что к текущему моменту на платформу поступило 3000 обращений, которые уже рассмотрели или еще рассматривают, и «есть десятки случаев, когда по линии и ФСБ, и МВД действительно были приняты меры».
«Я думаю, что это [десятки из 3000 обращений] реальный масштаб проблемы. Понимаете, центральному аппарату силовых ведомств тоже все это не нужно, это подрывает репутацию, для них это тоже болезненная история», — подчеркнул он.
Белоусов добавил, что реальная ситуация с давлением силовиков на бизнес улучшается, но «не так быстро», как того хотели бы власти.