Белоусов назвал повышение налогов для бизнеса мало кого устраивающим компромиссом
Правительству и бизнесу в 2021 году «удалось найти компромисс в налогах и достичь баланса интересов. К сожалению, точка, в которой компромисс был найден, мало кого устраивает», сказал в интервью Forbes первый вице-премьер Андрей Белоусов.
В мае в интервью РБК Белоусов заявил о том, что в ковидный год металлургические компании «нахлобучили» государство в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на 100 млрд рублей за счет повышения цен на внутреннем рынке вслед за ростом мировых цен. Он потребовал вернуть эти деньги в бюджет в виде налога.
После этого правительство начало работать над предложениями о повышении НДПИ для добывающих компаний. В ноябре президент России Владимир Путин подписал закон о повышении НДПИ на железную руду, коксующийся уголь и калийную соль и введение акциза на жидкую сталь c 2022 года. Кроме того, на период с августа до конца 2021 года правительство установило экспортные пошлины на продукцию черной и цветной металлургии. Глава Минэкономразвития Максим Решетников оценивал, что металлургические компании заплатят таких пошлин более 160 млрд рублей.
Данный компромисс «был достигнут в интересах потребителей», сказал Белоусов Forbes. В их числе он назвал строительные, машиностроительные компании и предприятия оборонно-промышленного комплекса. «Для металлургов это жесткое ограничение на грани изъятия честно заработанных доходов. С точки зрения правительства, это временная мера», — сказал он.
В целом коммуникация с бизнесом, по словам Белоусова, за время пандемии подверглась «тяжелым испытаниям», и ее нужно выстраивать заново. «С одной стороны, бизнес в большинстве случаев вел себя крайне ответственно и лояльно <...>. С другой стороны, когда изменилась мировая конъюнктура — выросли цены на металлы, на зерно, на сахар, на минеральные удобрения, — бизнес бросился на мировые рынки, иногда забывая про ответственность перед внутренним потребителем”, — сказал он.
Сейчас ситуация выправляется, сказал Белоусов, «но остается недоговоренность».
«И нам нужно заново выстраивать коммуникации с бизнесом, разговаривать, решать проблемы», — признал он.
Полный текст интервью c первым вице-премьером Андреем Белоусовым читайте позднее на сайте Forbes.