Можно ли заработать на инвестициях в салат, овсяное молоко и пиццу из цветной капусты
Салаты и IPO для миллениалов
В ноябре американская сеть ресторанов здорового питания Sweetgreen провела IPO и в первый же день выросла на 80% при оценке компании в $3 млрд. Инвесторов не остановили критические статьи, выходившие накануне размещения, в которых эксперты отмечали, что компания убыточна, а ее утверждения о том, что она получает прибыль, не соответствуют действительности. В профилях Forbes , Inc. и Eater в 2018-м и 2019 году Sweetgreen была отмечена как прибыльная. В своей заявке на IPO Sweetgreen говорила об убытках в размере $31 млн в 2018 году и $68 млн в 2019 году. Представители компании сообщали NY Times, что выручка за 2019 год «превысила $300 млн», хотя на самом деле она составляла $274 млн.
Дэвид Трейнер из американского Forbes в заметке под названием «Здоровые продукты и нездоровое IPO» писал, что не считает Sweetgreen привлекательным вложением — оценка в $24 за акцию предполагает, что выручка компании будет в ближайшие годы расти в восемь раз быстрее, чем она росла в 2020 году. А учитывая острую конкуренцию, особенно в условиях пандемии, когда «здоровые» рестораны растеряли свою основную аудиторию — работающих миллениалов, привыкших заказывать правильное питание в офисы, — справедливой ценой за акцию он назвал $0. Сейчас стоимость акций Sweetgreen снизилась — но это все еще не 0, и это все еще выше цены размещения — по состоянию на 2 декабря цена одной акции составляет $32,66.
Уже после IPO Sweetgreen, аналитики Bloomberg отмечали, что компании в ближайшие годы придется столкнуться с серьезными проблемами в виде нехватки рабочей силы и падения спроса. Также, они предостерегали от покупки акций инвесторов, которых беспокоит отсутствие прибыли у компании — хотя в целом такая ситуация для компании, размещающей акции, не уникальна, но то, что она существует 2007 года, и до сих пор не вышла в прибыль, может вызвать вопросы.
Чем же руководствовались люди, которые поспешили купить акции Sweetgreen? С одной стороны, хотя компания и убыточна, последние финансовые результаты указывают на то, что бизнес растет: 12-месячная выручка выросла на 50% — до $240 млн по состоянию на 30 сентября, а маржа на уровне ресторанов увеличилась до 12%. Sweetgreen позиционирует себя как «самая быстрорастущая ресторанная компания в США». Сеть, основанная тремя выпускниками Джорджтауна, состоит из 140 ресторанов в 13 штатах. Главное блюдо ресторанов — салаты: продукт полюбился в деловых районах с высокой плотностью населения, особенно в тех, где расположены технологические и финансовые компании. У Sweetgreen в целом привлекательный для молодой городской аудитории имидж, а в этом году лицом компании стала звезда мирового тенниса Наоми Осака, что прибавило производителям салата поклонников среди адептов ЗОЖ.
Основатели компании — Натаниэль Ру, Джонатан Неман и Николас Джаммет — дети иммигрантов-предпринимателей, которые познакомились в Джорджтаунском университете в Вашингтоне. Создавали друзья Sweetgreen для себя, но потом открыли точки по всей стране. Для развития ресторана партнеры привлекли стартовый капитал: каждый взял по $10 000 от родителей и $300 000 собрали среди друзей и наработанных деловых контактов. Ссуду в $50 000 получили от Центра экономического развития Латинской Америки. Конкурировать с другими кафе партнерам помог и опыт Джаммета: его родители владели и управляли французским рестораном La Caravelle в Нью-Йорке. Основатели и сейчас работают в одном офисе, не владеют личными автомобилями и мало пользуются социальными сетями. Несколько лет Sweetgreen даже проводила музыкальный фестиваль, который тоже работал на поддержку имиджа и помогал развивать комьюнити вокруг бренда.
Правильное питание как инвестиция
Sweetgreen — не единственная компания в области фудтех, которая выходит на IPO, все еще принося убытки, но при этом стремительно растет. Похожий сценарий этой весной разыгрывался с компанией Oatly. Шведский производитель овсяного молока в ходе IPO привлек $1,4 млрд при оценке в $10 млрд, а границы стоимости каждой акции при размещении были заданы в диапазоне от $15 до $17. К июню акции компании, среди инвесторов которой телеведущая Опра Уинфри, музыкальный продюсер Jay-Z и актриса Натали Портман, подскочили до $28,73, правда, по состоянию на 2 декабря снизилась до $8,4 за акцию.
В 2019 году акции производителя веганского мяса Beyond Meat в первый день торгов после IPO выросли с $25 до $59,22. На пике — в июле 2019-го — стоимость одной акции составляла $234,9. Осенью 2021-го акции компании падали на фоне плохих прогнозов по росту выручки, и сейчас, по состоянию на 2 декабря, цена одной акции Beyond Meat — $66,26.
Отчасти причины такой взрывной популярности компаний типа Oatly, Beyond Meat и Sweetgreens — в общей ситуации на рынке IPO. По данным Bloomberg, в этом году IPO в целом проходили успешнее прогнозов, все новички на рынке привлекают повышенное внимание. В ситуации перегретого рынка некоторые компании для потенциальных инвесторов привлекательнее других. Среди активных инвесторов сейчас много представителей поколения Y, а исследования показывают, что для них при выборе стратегии важна не только прибыль, но и соответствие компаний их ценностям, а также в широком смысле импакт-инвестиций. Миллениалы любят здоровую еду и уважают ценности устойчивого развития. В СМИ можно найти большое количество подборок типа «8 лучших акций веганских компаний», «12 акций здоровых и устойчивых производителей продуктов» или «7 органических акций для здорового портфеля».
В этих списках, среди прочего, фигурирует и компания Real Good Food, производящая готовые безглютеновые продукты с низким содержанием углеводов и высоким содержанием белка — например пицца на тесте из цветной капусты или беззерновые вафли на кокосовой муке. Этой осенью компания объявила о готовности к IPO, заявив, что планирует привлечь $80 млн, разместив 5,3 млн акций по цене от $14 до $16. Однако Real Good Food разместились по цене $12, к закрытию в первый день стоимость одной акции составляла $11. На 2 декабря акции компании торгуются уже по $7,35. Надо отметить, правда, что в ноябре рынок акций в целом рост уже не так активно, а американские инвесторы стали чуть осторожнее.
Независимый финансовый советник Наталья Смирнова в комментарии для Forbes отметила, что для успешности компании на рынке акций приверженность трендам здорового питания не так важна, как соответствие ожиданиям аналитиков, конкурентные преимущества и финансовые показатели. «Скажем, Beyond Meat за год показала минус 45%, а конкурент Tyson Foods плюс 29%. Бизнес один и тот же, но ситуация разная. Хотя Beyond Meat все равно торгуется сильно выше цены на IPO», — отмечает Смирнова. По ее оценке, больше всего от популярности здорового питания среди молодого поколения выигрывают не стартапы, а уже устойчивые бизнесы, которые следуют за мировыми трендами и в свою линейку продуктов привносят актуальные направления. «Тот же Tyson Foods: они существуют с 1935 года, а ПП-направление (ПП — правильное питание) в виде растительного мяса появилось лишь в 2021 году и придало бизнесу (и без того процветающему) дополнительный толчок для роста», — подчеркивает Смирнова.
Преимущества крупных корпораций еще и в том, что если в будущем тренд изменится, компаниям уровня Tyson Foods не придется закрывать бизнес или делать пивот (резкое изменение направления стартапа с целью его дальнейшего развития и сохранения жизнеспособности. — Forbes): они просто добавят еще одну линейку к имеющейся устойчивой базе. А вот если тренд на растительное мясо уйдет или будет заменен чем-то кардинально иным, бизнес Beyond Meat сильно пострадает.
ЗОЖ и органик против домашних заготовок
Хотя стартапы, осваивающие тренд правильного питания, развиваются и в России, среди них не так много таких, которые способны участвовать в мировой гонке за деньгами инвесторов-миллениалов. Два года назад сеть магазинов здорового питания «ВкусВилл» объявила о планах выхода на биржу Nasdaq. Российская компания хотела открыть магазины во Франции, Нидерландах и Китае (позже открытие первого магазина в Нидерландах основатель торговой сети Андрей Кривенко назвал неудачей). В этом году о том, что IPO компании в США может состояться в ближайшие месяцы, сообщала Wall Street Journal. Но в ноябре стало известно, что «ВкусВилл» рассматривает возможность отказа от IPO в пользу стратегического инвестора.
Наталья Смирнова считает, что в России тренд правильного питания пока не настолько развит, и крупных игроков на этом рынке нет. Из существующих компаний, по ее оценке, «ВкусВилл» все еще выглядит самым перспективным кандидатом.«Думаю, если IPO получится реализовать, спрос на его акции будет высок. Дальнейшее развитие будет либо стабильным, либо с риском поглощения действующим игроком розничных сеток, но не в ближайшей перспективе», — отмечает она.
Сергей Иванов, исполнительный директор «Эфко», сооснователь «Еды будущего», оценивает российский рынок еды в $80 млрд, а мировой — в $7 трлн. Он убежден, что опасно не замечать этот тренд: количество игроков на рынке фермерской и органической еды будет только расти. «Здоровая еда — это главный тренд, который будет двигать индустрии продуктов питания на долгие годы вперед, — говорит Иванов. — Мы оцениваем емкость этого сегмента в 30-40% от общего рынка продовольствия через 10 лет».
Директор проекта Welldone, привлекшего летом инвестиции в $1,5 млрд, Александр Киселев тоже видит большое будущее за производителями полезных продуктов в России. Он считает, что сейчас продукты и блюда ЗОЖ-категории уже перестают быть нишевыми и становятся нормальной частью ассортимента обычных магазинов, ресторанов и кафе. В крупных сетевых магазинах, появились отдельные аллеи из продуктов для ЗОЖ, а в меню многих ресторанов есть полезные и/или вегетарианские блюда, что позволяет надеяться на серьезный рост таких компаний.
Инвестиционный стратег «Алор Брокер» Павел Веревкин настроен более скептично и считает, что в России спрос на здоровые продукты питания снижается, а ему на смену приходит спрос на «любые продукты, желательно дешевые», так как реальные доходы россиян падают несколько лет подряд. В связи с этим шансы «ВкусВилла» на существенный рост выручки за счет привлечения массового потребителя, не слишком велики. «Скорее массовый покупатель устремится в самые недорогие продуктовые сети, а то и вовсе на рынки, — говорит Веревкин. — Мы возвращаемся в эпоху оптовых закупок на рынках, домашних заготовок и подобного. Можно, конечно, оптимистично ожидать, что цикл снижения реальных зарплат россиян вот-вот прервется. Но если для сетей здорового питания верить в это — закономерно, то для инвестора — нет. Россия — сырьевая экономика, и до развитого потребительского рынка мы никак не можем дорасти, кризис за кризисом отодвигают эту потребительскую мечту».