Жадные продавцы или охлаждение рынка: о чем говорит перенос двух российских IPO
Что случилось
Компания Mercury Retail Holding, в которую входят розничные алкосети «Красное & Белое» и «Бристоль», объявила о переносе IPO «в связи со сложившимися рыночными условиями».
Что это значит
Три источника Forbes — банкир, источник, знакомый с размещением, и собеседник, близкий к Mercury Retail Holding, утверждают, что проблема в завышенной оценке компании. Mercury Retail Holding оценивал себя «дорого и не все инвесторы с такой оценкой были согласны», отметил банкир. Ценовой диапазон составил $6-6,5, а ожидаемая капитализация $12-13 млрд, что предполагает коэффициент P/E 19,7. Получалось, что даже если бы IPO прошло по нижней границе, Mercury Retail Holding стоил бы дороже лидеров розничного российского рынка — X5 Group и «Магнита». Капитализация первого на бирже в Лондоне на 14:30 мск составляла $9,4 млрд, а коэффициент P/E — 15,9, а второго — $9,86 млрд (P/E — 16). Капитализация Fix Price, который вышел на IPO весной этого года, на это же время составляла $7,2 млрд.
Кроме того, в размещении не смогли участвовать инвесторы из ближневосточных стран, так как «Красное & Белое» и «Бристоль» торгуют алкоголем, то есть круг потенциальных участников IPO сузился, сказал инвестбанкир. Источник, близкий к компании, добавил, что организаторы «хотели за счет переподписки поднять цену, но не зашло». «Был шанс разместится в рамках коридора, но они хотели по верху (по верхней границе коридора. — Forbes) или выше», — добавил он.
Зачем мне это знать
Детали
Mercury Retail Holding планировала начать торги 10 ноября на площадке Мосбиржи и разместить до 200 млн глобальных депозитарных расписок. Книгу заявок организаторы планировали закрыть 9 ноября, но уже 4 ноября «Интерфакс» со ссылкой на источник сообщил, что книгу собрали и спрос превышает предложение.
«Учитывая, что компания и ее акционеры не испытывают острой потребности в деньгах на данный момент, перенос сроков IPO объясним. У компании не было цели провести сделку любой ценой, а важно было создать чемпиона на рынке FMCG-розницы, подтвердив самую высокую оценку капитализации среди конкурентов и понять, интересна ли она инвесторам», — сказал гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. «Проблема в том, что компания перед выходом на IPO продемонстрировала результаты в достаточно короткой ретроспективе, поэтому перенос на 2022 год выглядит логичным, когда компания сможет подвести итоги III и IV кварталов 2021 года», — уточняет эксперт.
Впрочем, ранее опрошенные Forbes финансисты высказывали предположения, что IPO может не состояться, так как продавцы запросили очень высокую цену. Так и случилось.
Крупным планом
Mercury Retail Holding — вторая компания, которая переносит IPO. На этой неделе торги своими бумагами планировала начать каршеринговая компания «Делимобиль», но в последний момент тоже отложила размещение до 2022 года — и тоже с формулировкой «из-за рыночных условий». Три источника Forbes сообщали, что «Делимобиль» столкнулся с «плохим спросом» со стороны инвесторов в рамках объявленного ценового коридора в $10-12. Управляющий директор «Арбат Капитала» Александр Орлов предполагает, что переносы IPO «Делимобиля» и Mercury Retail Holding связаны с тем, что компании хотели получить более высокую оценку от инвесторов, вдохновившись успехом Ozon и Fix Price. А инвесторы сочли такую оценку завышенной для довольно «нишевых» компаний.
Один из инвестбанкиров на условиях анонимности рассуждает о пресыщении инвесторов российским риском, и говорит, что компания «рискует из-за своей жадности, потому что окна возможностей могут быстро захлопнуться».
О кардинальном изменении отношения инвесторов к России и российским активам говорить нельзя, они по-прежнему выглядят привлекательно для инвесторов c точки зрения макропоказателей и рисков, сказал Орлов.
«Это [перенос двух IPO] истории про «жадного продавца». Но интерес к российским активам сохраняется, правда, покупать все подряд инвесторы не готовы», — говорит инвестбанкир. В качестве примера сохраняющегося интереса он называет IPO Циан — оно прошло по верхней границе коридора в $13,5-16, а в первый день торгов 5 ноября в США акции выросли на 10% до $17,62.
Управляющий активами УК ПСБ Андрей Русецкий сказал, что на глобальном рынке IPO уже есть признаки охлаждения. «В последние несколько недель в США было максимальное количество отложенных IPO за последние два года. Причины — возросшая волатильность и неопределенность из-за действий ФРС, которая объявила о сворачивании программы скупки активов. В итоге сейчас все истории с IPO компаний, которые изначально выглядели слабо и вызывали вопросы у инвесторов, скорее всего не взлетят. И логичнее с ними взять паузу», — сказал Русецкий.
«Многие недавние IPO не оправдывали ожидания инвесторов тем, что после, собственно, «плейсмента» котировки новоиспеченных публичных компаний не показывали желаемого роста. «Ренессанс Страхование», Циан, SoftLine — наиболее яркие примеры того, когда интересные в фундаментальном плане компании начинают жизнь на бирже ни шатко, ни валко», — написал в Telegram-канале президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган.