К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Жадные продавцы или охлаждение рынка: о чем говорит перенос двух российских IPO

Фото Владислава Шатило / RBC / TASS
Фото Владислава Шатило / RBC / TASS
Компания Mercury Retail Holding, в которую входят алкосети «Красное & Белое» и «Бристоль», за день до начала торгов перенесла IPO на 2022 год. Неделей ранее это сделал «Делимобиль». На рынке IPO уже есть признаки охлаждения, инвесторы не готовы покупать все подряд, говорят опрошенные Forbes аналитики

Что случилось 

Компания Mercury Retail Holding, в которую входят розничные алкосети «Красное & Белое» и «Бристоль», объявила о переносе IPO «в связи со сложившимися рыночными условиями». 

Что это значит

Три источника Forbes — банкир, источник, знакомый с размещением, и собеседник, близкий к Mercury Retail Holding, утверждают, что проблема в завышенной оценке компании. Mercury Retail Holding оценивал себя «дорого и не все инвесторы с такой оценкой были согласны», отметил банкир. Ценовой диапазон составил $6-6,5, а ожидаемая капитализация $12-13 млрд, что предполагает коэффициент P/E 19,7. Получалось, что даже если бы IPO прошло по нижней границе, Mercury Retail Holding стоил бы дороже лидеров розничного российского рынка — X5 Group и «Магнита». Капитализация первого на бирже в Лондоне на 14:30 мск составляла $9,4 млрд, а коэффициент P/E — 15,9, а второго — $9,86 млрд (P/E — 16). Капитализация Fix Price, который вышел на IPO весной этого года, на это же время составляла $7,2 млрд.

Кроме того, в размещении не смогли участвовать инвесторы из ближневосточных стран, так как «Красное & Белое» и «Бристоль» торгуют алкоголем, то есть круг потенциальных участников IPO сузился, сказал инвестбанкир. Источник, близкий к компании, добавил, что организаторы «хотели за счет переподписки поднять цену, но не зашло». «Был шанс разместится в рамках коридора, но они хотели по верху (по верхней границе коридора. — Forbes) или выше», — добавил он. 

 

Зачем мне это знать

Детали 

Mercury Retail Holding планировала начать торги 10 ноября на площадке Мосбиржи и разместить до 200 млн глобальных депозитарных расписок. Книгу заявок организаторы планировали закрыть 9 ноября, но уже 4 ноября «Интерфакс» со ссылкой на источник сообщил, что книгу собрали и спрос превышает предложение. 

 

«Учитывая, что компания и ее акционеры не испытывают острой потребности в деньгах на данный момент, перенос сроков IPO объясним. У компании не было цели провести сделку любой ценой, а важно было создать чемпиона на рынке FMCG-розницы, подтвердив самую высокую оценку капитализации среди конкурентов и понять, интересна ли она инвесторам», — сказал гендиректор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. «Проблема в том, что компания перед выходом на IPO продемонстрировала результаты в достаточно короткой ретроспективе, поэтому перенос на 2022 год выглядит логичным, когда компания сможет подвести итоги III и IV кварталов 2021 года», — уточняет эксперт. 

Впрочем, ранее опрошенные Forbes финансисты высказывали предположения, что IPO может не состояться, так как продавцы запросили очень высокую цену. Так и случилось. 

Крупным планом 

 

Mercury Retail Holding — вторая компания, которая переносит IPO. На этой неделе торги своими бумагами планировала начать каршеринговая компания «Делимобиль», но в последний момент тоже отложила размещение до 2022 года — и тоже с формулировкой «из-за рыночных условий». Три источника Forbes сообщали, что «Делимобиль» столкнулся с «плохим спросом» со стороны инвесторов в рамках объявленного ценового коридора в $10-12. Управляющий директор «Арбат Капитала» Александр Орлов предполагает, что переносы IPO «Делимобиля» и Mercury Retail Holding связаны с тем, что компании хотели получить более высокую оценку от инвесторов, вдохновившись успехом Ozon и Fix Price. А инвесторы сочли такую оценку завышенной для довольно «нишевых» компаний. 

Один из инвестбанкиров на условиях анонимности рассуждает о пресыщении инвесторов российским риском, и говорит, что компания «рискует из-за своей жадности, потому что окна возможностей могут быстро захлопнуться».  

О кардинальном изменении отношения инвесторов к России и российским активам говорить нельзя, они по-прежнему выглядят привлекательно для инвесторов c точки зрения макропоказателей и рисков, сказал Орлов.

«Это [перенос двух IPO] истории про «жадного продавца». Но интерес к российским активам сохраняется, правда, покупать все подряд инвесторы не готовы», — говорит инвестбанкир. В качестве примера сохраняющегося интереса он называет IPO Циан — оно прошло по верхней границе коридора в $13,5-16, а в первый день торгов 5 ноября в США акции выросли на 10% до $17,62. 

Управляющий активами УК ПСБ Андрей Русецкий сказал, что на глобальном рынке IPO уже есть признаки охлаждения. «В последние несколько недель в США было максимальное количество отложенных IPO за последние два года. Причины — возросшая волатильность и неопределенность из-за действий ФРС, которая объявила о сворачивании программы скупки активов. В итоге сейчас все истории с IPO компаний, которые изначально выглядели слабо и вызывали вопросы у инвесторов, скорее всего не взлетят. И логичнее с ними взять паузу», — сказал Русецкий.  

 

«Многие недавние IPO не оправдывали ожидания инвесторов тем, что после, собственно, «плейсмента» котировки новоиспеченных публичных компаний не показывали желаемого роста. «Ренессанс Страхование», Циан, SoftLine — наиболее яркие примеры того, когда интересные в фундаментальном плане компании начинают жизнь на бирже ни шатко, ни валко», — написал в Telegram-канале президент компании «Московские партнеры» Евгений Коган. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+