Владелец «Красного & Белого» выходит на IPO: как быстро будут расти его акции
Один из крупнейших российских ретейлеров, Mercury Retail Group (MRG), готовится к IPO на Московской бирже и уже проводит investor education. Акции продаст Mercury Retail Group Limited, говорится в сообщении компании. Другие параметры, такие как количество акций и ценовой диапазон, не разглашались. По данным «Коммерсанта», владельцы продадут 10–15% своих акций, группу оценят в $20–25 млрд.
Bank of America оценил компанию немного скромнее — в диапазоне от $13,2 млрд до $20,2 млрд. Это все равно больше стоимости лидеров российского рынка — ретейлеров X5 Group ($9,25 млрд) и «Магнита» ($9,3 млрд). Банк высоко оценил потенциал роста сегмента небольших магазинов — ultra-convenience, а Mercury Retail Group — бесспорный лидер в этом сегменте. Но стоит ли надеяться только на потенциал роста?
Почему стоит инвестировать в MRG
Лидер в своем сегменте
Сегмент ultra-convenience — это небольшие магазины шаговой доступности, в среднем менее 100 квадратных метров. Ассортимент таких магазинов меньше, чем в магазинах у дома, но это позволяет покупателям совершать покупки быстрее, рассказывает аналитик по потребительскому сектору Райффайзенбанка Егор Макеев. Магазины ориентированы на быстрые повседневные покупки. В этом сегменте доля Mercury Retail Group достигает 43%, оценивает BofA.
Сегмент ultra-convenience в последнее время рос в среднем на 16% ежегодно, а к 2025 году темпы роста достигнут 28% в год, пишут аналитики BofA со ссылкой на исследовательскую компанию GfK. «Этот формат хорошо подходит под предпочтения покупателей совершать покупки максимально быстро и удобно, чем обуславливаются прогнозы его быстрого роста», — продолжает Макеев.
Быстро растут
В целом доля Mercury Retail Group среди ретейлеров — только 4,6%, пишут аналитики BofA. Компания оценивается дороже лидеров рынка — «Магнита» и X5 Group, — потому что темпы роста ее выручки и маржинальность в первой половине 2021 года в два раза выше, говорит руководитель департамента инвестиционной аналитики «Тинькофф Инвестиций» Кирилл Комаров.
Так, в первом полугодии 2021-го Mercury Retail Group увеличила выручку на 26,5% год к году, до 328,7 млрд рублей, скорректированную EBITDA — на 52,6% год к году. «Этот сегмент очень удобен покупателям — им не надо ходить в большой супермаркет. Это удобство и есть источник более высокой маржинальности компании», — говорит Комаров.
По прогнозам BofA, выручка Mercury Retail Group в 2021 году вырастет на 26% по сравнению с 2020-м и составит 727 млрд рублей. А к 2025 году выручка компании утроится и достигнет 1,7 трлн рублей.
Слабая конкуренция
Еще одно преимущество Mercury Retail Group — у компании нет крупных конкурентов в сегменте. Крупнейший из конкурентов — это «ВкусВилл», но он значительно меньше по размеру и фокусируется на более платежеспособной категории клиентов, говорит Комаров. Пока рынок сильно фрагментирован за пределами двух крупнейших игроков.
Из небольших Макеев называет «Фасоль», «Авокадо», «Ермолино». Все же магазины «ВкусВилл», хотя и могут быть отнесены к формату ultra-convenience, имеют совершенно другой ассортимент с большой долей собственных торговых марок и акцентом на продукты для здорового питания, подчеркнул он.
Высокая инфляция
Продуктовый ретейл сейчас выгодный сектор для инвестиций, говорит Макеев. По его словам, ретейлеры, как правило, лучше всего себя чувствуют в условиях умеренной инфляции. Годовая инфляция за сентябрь составила 7,4%.
Почему не стоит инвестировать в MRG
Дорого
Но не все уверены, что одна лишь перспектива роста стоит так дорого. «Оценки инвестдомов выглядят завышенными, и в них нет дисконта за IPO», — отметил управляющий, участвующий в размещении. Даже оценка по нижней границе — $13,2 млрд — это очень дорого для Mercury Retail Group, считает он. Управляющий оценил компанию «ниже $10 млрд». «Скорее всего, размещение вообще не состоится, — говорит другой управляющий компании, также участвующей в размещении. — Это безумно дорого».
Размещение будет по очень щедрой оценке, которая основывается на ожидании сильного роста в будущем, говорит руководитель департамента инвестиционной аналитики «Тинькофф Инвестиций» Кирилл Комаров. Фактические показатели начнут слабеть после того, как полностью пройдет «эффект пандемии» и усилится конкуренция, подчеркнул он.
Если ориентироваться на оценку в $20 млрд, то мультипликатор EV/EBITDA (соотношение стоимости и доналоговой прибыли) находится на уровне 13,1, а P/E (соотношение стоимости компании и ее прибыли) — в районе 32,8, подсчитал эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев. Аналогичные показатели X5 Group и «Магнита» находятся на уровне 5,9 и 6,4, а также 20,1 и 15,2, соответственно. Более сопоставимый по темпам роста с MRG Fix Price оценен в 13 EV/EBITDA и 28,8 P/E, но при этом работает с более высокой рентабельностью, говорит Пучкарев. Таким образом, при размещении по верхней границе потенциал роста бумаг относительно аналогов незначительный, считает он.
Продают акционеры
Учитывая, что бумаги продают действующие акционеры, компания денег от IPO не получит. Можно предположить, что у акционеров есть потребность в кеше или желание частично выйти из актива, говорит Пучкарев.
Конкуренция будет расти
По словам Комарова, хотя у Mercury Retail Group не так много конкурентов сейчас, в будущем их станет больше. Например, «Белуга» (Beluga Group — крупнейшая алкогольная компания в России. — Forbes) агрессивно развивает своего ретейлера «Винлаб».
Кроме того, Mercury Retail Group конкурирует не только с магазинами внутри сегмента ultra-convenience. Ассортимент магазинов «Красное & Белое» и «Бристоль» пересекается с дискаунтерами, говорит аналитик «ВЕЛЕС Капитала» Артем Михайлин. «Сейчас все крупнейшие продовольственные ретейлеры задумываются о развитии формата дискаунтеров, так как его перспективы даже лучше, чем у магазинов convenience», — говорит он. Например, X5 Group уже официально подтвердила планы по масштабированию дискаунтеров «Чижик» и планирует открыть 3000 магазинов за три года. В целом на розничном рынке доля этого сегмента может увеличиться с 3% в этом году до 9% в 2026-м.
В ближайшее время у Mercury Retail Group появится заметно больше конкурентов на рынке продуктов питания, говорит Михайлин. Компании придется убедить инвесторов, что они способны конкурировать и потребитель предпочтет именно их. Хотя быстрый рост сегмента, вероятно, сгладит эффект конкуренции и позволит заработать всем игрокам в ближайшей перспективе, отметил он.
Магазины «Красное & Белое» и «Бристоль» пока не развивают доставку своих товаров на дом. С учетом их сегмента это пока не требуется, однако сервисы быстрой доставки, вроде «Яндекс.Лавки» и «Самоката», тоже становятся конкурентами для Mercury Retail Group. В России запрещена дистанционная продажа алкоголя — основного товара компании, поэтому конкуренция касается только продуктового ассортимента, считает Макеев. Пока в магазинах MRG можно зарезервировать товары, в том числе алкоголь, и забрать их из магазина. «Если онлайн-продажа алкоголя будет разрешена, я думаю, что компания сможет быстро добавить доставку собранных заказов», — говорит Макеев.