К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

В какие сферы будут вкладывать венчурные инвесторы через пять лет

Фото: Jason Alden / Bloomberg via Getty Images
Фото: Jason Alden / Bloomberg via Getty Images
Когда предприниматель запускает новый стартап, он, кроме прочего, всегда думает, насколько интересен будет проект для венчурных инвесторов. От возможности привлечь необходимое финансирование зависит успех нового бизнеса. Куда больше всего вкладываются венчурные инвесторы и как рынок изменится через 2-5 лет, рассуждает Денис Ефремов, принципал фонда Fort Ross Ventures и венчурный партнер Seedstars

Предугадать будущее нельзя, но в этой колонке я постарался поразмышлять, являются ли венчурные инвесторы футуристами или это обманчивое впечатление?

Прежде чем смотреть в будущее, стоит обратиться к истории. Но здесь мы столкнемся с проблемой, поскольку венчурный рынок непрозрачный и нет статистики, которая отражала бы достаточную детализацию по субнаправлениям, отдельным нишам и секторам.

Данные отчета KPMG Venture Pulse за III квартал 2021 года подтверждают, что венчурные инвесторы за последние 7-10 лет стали гораздо менее активно вкладываться в потребительские услуги, энергетику, а также в IT-оборудование и медиа на глобальном рынке. Фармацевтика и биотехнологии занимают стабильную долю, как и инвестиции в софт. Внимание привлекают стартапы в области транспорта и медицинских сервисов, а также прочие сектора, которые активно нарастили долю. 

 

Нагляднее динамику можно проследить на примере рынка США, поскольку, по данным NVCA и Pitchbook за III квартал 2021 года, наиболее популярными секторами для инвестиций являются софт (программное обеспечение), фармацевтика и биотехнологии, коммерческие товары и услуги. Они занимают 36%, 12% и 11% соответственно от всего объема венчурных инвестиций за девять месяцев 2021 года, а также 32%, 13% и 12,6% в объеме накопленных инвестиций за последние 10 лет.

Впрочем, быстрее всего растут инвестиции в медицинские услуги и сервисы — в 21,6 раза, или практически на 36% ежегодно за последние 10 лет. Почти так же росли инвестиции в транспортный сектор и загадочный «прочий сегмент» — на 33% и 34% в год соответственно, что в абсолютных показателях дало рост в 17,6 раза и в 18,6 раза за последние десять лет. При этом в структуре инвестиций все еще значительно прирастает софт (+6% за десять лет) — главный сегмент, который продолжает расти. 

 

Хотя статистика представлена только по высоко агрегированным секторам, мы видим, что на примере глобального рынка и рынка США наибольший интерес представляют стартапы, разрабатывающие софт, вовлеченные в сектор биотехнологий, а также те, кто занимается вопросами мобильности и транспорта. Меньше инвестиций и внимания с течением времени привлекают стартапы в потребительском сегменте, энергетические проекты и разработчики IT-оборудования.

Как оценить краткосрочные тренды? Изучим опыт 137 топовых стартапов. На мой взгляд, изящный способ посмотреть на то, что будет происходить в венчурном бомонде в ближайшие три-пять лет, а также на то, куда будут инвестировать топовые венчурные фонды, — это взглянуть на Y Combinator. Джаред Хейман, основатель стартапа CrowdMed, сделал анализ 137 стартапов из Y Combinator, которые находятся в списке наиболее успешных, составленном самим акселератором.

Он выяснил, что среди топовых компаний YC одинаковая по количеству доля приходится на стартапы в сегментах B2B-софта, решений для инженеров, приложений и сервисов для розничных потребителей, а также платежей — 8%, 7%, 6% и 5% соответственно. Однако капитализации на проекты, которые разрабатывают B2B-софт, составляет уже 48% — почти половина! Этот сегмент недосягаем, потому что следующий за ним сектор финансовых технологий занимает только 15%.

 

Посмотрим на то, что происходит в динамике. Для этого разобьем стартапы по возрасту. Мы увидим, что доля B2B-софта падает ниже 50% в когортах более ранней стадии, как и доля потребительского сектора. Напротив, доля финансовых технологий значительно возрастает, как и доля стартапов в области здравоохранения, недвижимости и строительства. Это позволяет нам взглянуть в относительно ближайшее будущее — стартапы этих более молодых когорт будут уже очень скоро привлекать огромные раунды.

Таким образом, в ближайшие один-три года мы еще точно будем видеть много крупных сделок, IPO и других активностей в сегментах финтеха (FinTech, InsurTech), здравоохранения (HealthTech, BioTech), недвижимости и строительства (PropTech и ContructionTech).

Что будет через 5-10 лет

Что об этом говорят сами фонды в своих предложениях инвесторам? Head of Growth стартапа Brex и в прошлом топ-менеджер Silicon Valley Bank Шаи Голдман ведет очень известный в венчурном мире открытый список небольших венчурных фондов (размером до $200 млн) — он добавляет туда все публично анонсируемые новые фонды.

Именно эти фонды будут инвестировать на ранних стадиях в новые стартапы в ближайшие 5-10 лет, поэтому от их позиционирования могут зависеть новостные повестки и тренды следующей пятилетки.

Итак, за 2021 год было запущено 68 таких фондов, среди них 17,6% инвестируют в B2B-софт, 13% — в потребительский сегмент и 7% — в финансовые технологии.

 

У остальных достаточно узкая повестка — всего один фонд, направленный на d2c-стартапы (стартап напрямую продает товары своего бренда покупателю), один фонд — исключительно на биотехнологии, еще один — на робототехнику и т. д. Это в общей массе 1% на каждую категорию.

При этом большинство венчурных фирм предлагают инвесторам широкий фокус. Такие фонды называются дженералистами (generalist) — реализацию их стратегии в реальности можно понять только постфактум, когда станет ясно, куда именно они проинвестировали. Изначально они могут вкладываться в стартапы практически из любой области.

При этом фондов с отдельной повесткой, поддерживающих «недопредставленные» (underrepresented) слои общества (куда обычно входят женщины, мигранты, представители ЛГБТ, люди с другим цветом кожи), крайне мало. Только три фонда (или 4%) в своей стратегии выделяют поддержку «разнообразных основателей» (diversity founders) и по два фонда (по 3%) поддерживают темнокожих предпринимателей и женщин-предпринимателей. Из этого не следует, что другие никак не поддерживают, но только несколько управляющих фондами решили вынести это в отдельную публично декларируемую стратегию до того, как сделать инвестиции. Получается, что достаточно небольшой процент венчурных инвесторов считает такую стратегию экономически оправданной и под нее привлекает деньги инвесторов.

Значит ли это, что венчурные инвесторы обманывают себя и всех остальных, декларируя, что они видят зарождающиеся тренды и поддерживают их, но сами при этом запускают только фонды с максимально общей и размытой стратегией? Конечно, нет, просто венчурный рынок все еще настолько закрыт, что инсайды об этом есть только у самих венчурных капиталистов и их инвесторов. Венчурные инвесторы рискуют в надежде на то, что какая-то нишевая технология выстрелит и станет новым финтеком или B2B-софтом, при этом они ошибаются в 98-99% случаев, но 1-2% успеха могут принести умопомрачительные результаты!

 

А что же делать предпринимателям? Думать о будущем и делать стартапы в той области, где они имеют наибольшую экспертизу и смогут реализовать потенциал технологии, продукта и бизнеса. А венчурные инвесторы, специализирующиеся на вашей области, обязательно вас поддержат.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+