К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Инфляция на карантине: как пандемия может замедлить рост цен

Фото Кирилла Кухмаря / ТАСС
Фото Кирилла Кухмаря / ТАСС
Из-за высокой инфляции ЦБ повысил ставку сразу с 6,75% до 7,5% и не исключает новых повышений. Однако, как считает директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова, при оценке инфляционных рисков сейчас нельзя не учитывать фактора пандемии. Новые ограничения могут замедлить рост цен

Ускорение инфляции в последние месяцы было главным поводом для беспокойства монетарных властей во всем мире. Именно этот фактор заставил Банк России неоднократно повышать ключевую ставку, а 22 октября — увеличить ее сразу на 75 пунктов, до 7,5% годовых. «Инфляция складывается значительно выше прогноза Банка России и по итогам 2021 года ожидается в интервале 7,4–7,9%» — сказано в пресс-релизе ЦБ, который не исключает новых повышений ставки на следующих заседаниях Совета директоров.

Минэкономразвития, со своей стороны, по результатам августа-сентября уже пересмотрело прогноз инфляции на 2021 год до 7,4% (декабрь к декабрю) и начало разрабатывать план действий по борьбе с ростом цен на продовольствие. 

Однако, на мой взгляд, при оценке инфляционных рисков сейчас нельзя не учитывать развитие пандемии. Введение новых ограничений из-за ухудшения эпидемической ситуации в России вмешалось в макроэкономические расчеты и может сыграть роль антиинфляционного фактора.

 

Инфляция на карантине

Вновь введенные ограничения могут остановить потребительский бум на рынке непродовольственных товаров, признаки которого стали проявляться осенью. Подорожание строительных материалов (на 27,7% с сентября 2020-го по сентябрь 2021 года), легковых автомобилей (на 13,6%) и мебели (на 12,4%) отражало эффект отложенного спроса на внутреннем рынке. Российский средний класс, в условиях сохраняющихся ограничений на зарубежные поездки, спешил делать крупные покупки. Плюс, в случае с автомобилями, не менее значимым оказался эффект глобального дефицита электронных компонент. 

Новый локдаун, как и пережитый весной 2020 года, приведет к сокращению и объемов торговли, и доходов занятых в торговле и других секторах, попавших под ограничения. Прошлой весной падение доходов и рост неопределенности привели к повышению общей склонности к сбережению до 15% располагаемых доходов и к соответствующему снижению склонности к потреблению. Возможно, сейчас подобный эффект будет меньше, однако его антиинфляционный характер не подлежит сомнению.

 

Менее предсказуема ситуация с продовольственными товарами. По итогам сентября наибольший вклад в повышение цен, с учетом их веса в потребительской корзине,  внесли мясные продукты (+11,8% за год), а также овощи и фрукты (+15,2%). Производители жаловались, в том числе, на рост цен на корма и стоимости рабочей силы. Поскольку продовольствие относится к товарам первой необходимости, а конкуренция с импортом ограничена (сохраняется режим контрсанкций), цены могут расти даже на фоне падения доходов и потребительского спроса. При этом опыт административного регулирования цен (на сахар, подсолнечное масло, зерно) в начале 2021 года нельзя признать успешным, сейчас рост цен на все эти товары намного превышает целевой уровень

Что касается платных услуг, то рост цен в этом секторе в 2021 году был умеренным и не вносил большого вклада в общее ускорение инфляции. Исключением стали услуги гостиниц (рост на 15,9% за год), заработавших на расширении внутреннего туризма и программе туристического кэшбэка. Сейчас сектор услуг рискует вновь оказаться наиболее пострадавшем и на фоне ожидаемого снижения доходов, инфляционных рисков явно не создаст.

Запас жесткости

В 2021 году монетарная и фискальная политика в России последовательно ужесточались и происходило это заметно активнее, чем в других странах. Параллельно с несколькими раундами повышения ключевой ставки ЦБ, Минфин также проводил жесткий курс. Доходы федерального бюджета по сравнению с 2020 годом существенно растут. За январь-сентябрь рост составил 36%, в том числе на 25% увеличились ненефтегазовые доходы. Расходы же за это время выросли лишь на 11%. Эти меры, так или иначе, обеспечили бы антиинфляционный эффект в ближайшие месяцы.

 

Наконец, внесенный в Думу проект нового федерального бюджета предполагает возвращение в 2022 году к бюджетному правилу, действие которого было приостановлено из-за пандемии. Такой шаг означает номинальное сокращение расходов на 450 млрд рублей — если сравнивать с ожидаемым исполнением бюджета на 2021 год. Очевидно, что при прочих равных, это тоже внесет вклад в снижение инфляции. 

Конечно, многое зависит от динамики новой волны пандемии, от того, ограничится ли помощь правительства на период локдауна обещанными выплатами малому бизнесу в размере одного МРОТ на одного работника и льготными кредитами на поддержку занятости, или пакет помощи в перспективе будет расширен так, что заметно отразится на бюджетных параметрах. Но в этом случае, последствия для инфляции, видимо, отойдут на второй план перед проблемами поддержки доходов и сохранения на плаву пострадавшего бизнеса.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+