Совет директоров Банка России на предпоследнем заседании в этом году принял решение повысить ставку на 0,75 процентного пункта, до 7,5%. Последний раз ключевая ставка ЦБ составляла 7,5% летом 2019 года. Решение регулятор принимал после новостей о том, что инфляция и инфляционные ожидания населения обновили годовые максимумы, а власти объявили о режиме нерабочих дней и локдауне в Москве и Подмосковье.
Главное из пресс-релиза ЦБ:
• ЦБ резко повысил прогноз по инфляции и теперь ждет, что в 2021 году она составит 7,4–7,9%. Прежний прогноз составлял 5,7-6,2%;
• В октябре инфляционные ожидания населения достигли максимальных значений за последние пять лет;
• Ценовые ожидания предприятий также приблизилась к многолетним максимумам;
• Спрос растет быстрее возможности наращивать выпуск;
• Преобладающее влияние проинфляционных факторов может привести к более значительному и продолжительному отклонению инфляции вверх от цели. Цель ЦБ — 4%;
• ЦБ допускает возможность дальнейших повышений ключевой ставки на ближайших заседаниях;
• Ускоренный рост кредитования, единовременные бюджетные выплаты, рост реальных заработных плат и низкая склонность населения к сбережению поддерживают рост потребительской активности;
• Продолжается увеличение кредитных и депозитных ставок вслед за повышением ключевой ставки в марте — сентябре;
• Корпоративное кредитование увеличивается темпами, близкими к максимумам последних лет, на рынке ипотеки и необеспеченных потребительских кредитов высокая активность;
• Уровень безработицы находится вблизи исторических минимумов, а число вакансий — на исторических максимумах. Усиление структурного дефицита трудовых ресурсов может привести к отставанию темпов роста производительности труда от роста заработной платы.
Изначально рынок ожидал, скорее, повышения на 0,5 процентного пункта. Однако за два дня до заседания совета директоров Банка России российское правительство предложило, а президент Владимир Путин поддержал введение с 30 октября по 7 ноября режима нерабочих дней (в отдельных регионах с наиболее сложной эпидемиологической обстановкой его могут ввести уже с 23 октября). И это заставило некоторых экономистов пересмотреть свои прогнозы по ставке.
По консенсусу Bloomberg на 20 октября, 22 экономиста выступали за повышение на 0,25 процентного пункта, 19 — за повышение на 0,5 процентного пункта. Еще один прогнозировал повышение сразу на 0,75 процентного пункта. Экономист Sova Capital Артем Заигрин, к примеру, написал 20 октября, что ноябрьские нерабочие дни затронут только три рабочих дня, а потому не окажут существенного влияния на промышленный сектор, но они могут ограничить спрос в секторе услуг, он будет под давлением в четвертом квартале. По его мнению, если жесткий локдаун в московском регионе продлится неделю и больше, это уже может оказать влияние на экономическую активность в целом и замедлить цикл повышения ставки ЦБ.
Банк России повысил ставку с марта этого года уже на 3,25%. Причем с апреля по сентябрь регулятор повышал ставку не менее чем на 0,5 процентного пункта, а в июле — сразу на 1 процентный пункт. Лишь в сентябре ЦБ выбрал более осторожный шаг и повысил ставку на 0,25 процентного пункта.
Активное повышение ставки было продиктовано необходимостью справиться с растущей инфляцией и увеличивающимися инфляционными ожиданиями населения. Но пока этого сделать не удалось. Годовая инфляция на 18 октября ускорилась до 7,78% и обновила годовой максимум. Сейчас она почти в два раза выше таргета ЦБ в 4%. Основной вклад в инфляцию внесло подорожание фруктов и овощей за год более чем на 23%, сообщило Минэкономразвития. Мировые цены на сельхозпродукцию растут, и в таких условиях укрепление рубля лишь сдерживает, но не снижает уровень цен в рублевом выражении, написал старший экономист аналитического управления «Открытие Research» Максим Петроневич. А аналитики Росбанка предупредили, что период повышенной инфляции может затянуться и сохранить негативное влияние на инфляционные ожидания производителей продуктов питания и потребителей.
Октябрьские данные по инфляционным ожиданиям тоже не принесли хороших новостей — они выросли и обновили максимум этого года, следует из опроса ИнФОМ, проведенного по заказу ЦБ. Теперь население считает, что в следующий год цены вырастут на 13,6%. Еще в сентябре ЦБ фиксировал, что инфляционные ожидания населения перестали расти, но остались «вблизи многолетних максимумов». Тогда население ожидало, что в ближайший год цены вырастут на 12,3% (медианное значение).
Что может замедлить инфляцию? Аналитики Райффайзенбанка написали, что коронавирусные ограничения, в том числе объявленный накануне решения по ставке локдаун в Москве и Подмосковье, приведут к замедлению потребления и, как следствие, снижению уровня инфляции. Этот дезинфляционный тренд может продлиться и на протяжении 2022 года, не позволяя производителям в полной мере перекладывать возросшие издержки на потребителей. А именно это сейчас является одним из главных факторов роста цен, говорится в их комментарии.
Старший экономист «ВТБ Капитала» по России и СНГ Александр Исаков считает, что сейчас содержательным является вопрос, какой уровень ставки достаточен, но не избыточен для 2022 года при замедлении деловой активности, грядущем ужесточении в розничном кредитовании и снижении стимула от бюджета. По его мнению, пика ключевая ставка достигнет в первом квартале 2022 года, а с третьего квартала 2022 года начнет снижаться до 6,25-6,5% к четвертому кварталу 2022 года. К 2023 году уровень ставки уже будет 5,5%.